Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с сайтом Transsib.ru (об этом ниже). Поэтому тут сейчас в основном проходные, или новостные посты, которые не требуют от меня нескольких часов подготовки и делаются быстро.
Дело в том, что когда я стал переделывать сайт в новую оболочку, поставил его на временный домен и влил туда несколько сот страниц - обнаружил, что и контент у него сильно устарел. Тема специфическая, узкая, особо глубоко в неё никто не лезет - все просто переписывают с него (и потом друг у друга) сведения и цифры. Приправил пафосом, добавил героев - вот и готов типовой текст про Транссибирскую магистраль. Но для основного сайта по теме так всё-таки не годится. Так что я решил заново освежить тему, стал появляться в научно-технической библиотеке Окт.ж.д. и уточнять там по доступному массиву фактологию. Стал смотреть литературу разного профиля, выискал и иностранные издания по теме и с изумлением обнаружил, что путеводителя именно по Транссибу (а не по его городам-остановкам!) не существует в природе. Вообще.
Да, есть толстые справочные наборы с отелями, храмами, телефонами, ресторанами - всего того, что быстро устаревает и можно быстро найти в Интернете. Любая википедия побьёт по охвату любой раздел про конкретный город, тем более что она ещё и многоязычна. Сейчас можно не брать такую книгу с собой, а просто оплатить мобильный тариф с доступом в Сеть, обзавестись смартфоном в 5.5" и черпать оперативную информацию на остановках или в зонах покрытия. Есть книги для специализированной аудитории - автостопщиков, например. Они уже поконкретней. Но инфа для них устаревает ещё быстрей - и цены, и вписки, и удобные выезды. Есть ещё пафосные издания, описывающие реалии Транссиба высоким штилем и на дорогой бумаге (обычно проплаченные крупным бизнесом и по заказу) - однако такое лучше держать дома, оно обычно красиво, но в дороге неполезно.
А вот книги, которая описывает реалии именно самой магистрали и жизни вокруг неё, а также тому, что пассажир видит вокруг себя по пути - нет. Нет никакой систематизации обычаев и жизненных потребностей пассажира в пути от Москвы до Владивостока. Иностранцы едут как в тумане и не всегда понимают, как себя вести и что означает то или иное действие попутчика. Информацию такого рода найти крайне трудно, она разрознена и крупицами спрятана в сетевом океане. А то и вообще отсутствует. Я тут много публикую впечатлений иностранцев с разных краёв, так что понятно, чего они не знают, чего боятся, а что знают и могут быстро добыть.
Иностранцы на Транссибе: непознанный мир!
Так родилась эта идея. И к этой идее с осени 2017-го я начал постепенно создавать платформу, включая коллективный разум блога Periskop. Многие посты, где шли жесточайшие споры и дискуссии - например, про еду в поезде, про этику в вагоне или про то, где кто должен лежать и какие права имеет - они выкладывались не просто так, а для получения более фундаментального и полного материала для глав будущей книги. Надо использовать потенциал блога, раз он есть, это мощный инструмент и он может служить не обязательно для криков и хайпа.
Затем эту идею поддержало издательство Acta Diurna, обсудили-разобрали-по-косточкам, ударили с ребятами по рукам - и с середины января я начал работу. Объем работы оказался несколько больше, чем я первоначально предполагал, но это не так страшно. Зато сейчас полностью прояснился характер издания, его структура и уже понятно, куда плыть. Он будет совершенно не похож на иностранные путеводители (а наших, фактически, и нет вообще) и делается в том числе и для того, чтобы ответить на насущные жизненные вопросы путешественника или просто пассажира.
Итак, в будущем Путеводителе по Транссибу будет 4 основных раздела:
I - Что есть Транссиб: География
II - Хронология и немного истории
III - Литературное описание пути, сведенное в 7 больших глав (50% книги)
IV - Жизненные потребности и обычаи
I и II раздел уже головы - один написан в феврале, второй в марте. По факту, перелопачен большой массив данных и в базовую информацию сайта Транссиб.ру внесено множество дополнений и уточнений - их даже не десятки, а сотни. Созданы и новые главы - например, история появления и смены поколений паровозов именно на Транссибирской магистрали, а не вообще. Или - история питания в пути, когда появились вагоны-рестораны и когда ушли в небытие буфеты. Создаются и свои карты. По мере того, как путеводитель будет приближаться к финалу, на сайте будут появляться и старые разделы, но в новом виде. Но в книге это всё будет представлено не таблично, а максимально наглядно, с инфографикой.
III раздел - описание всей дороги глазами внимательного пассажира, а не редактора и не сухой энциклопедии. С иллюстрациями, которые я сделал за 25 лет поездок по этой дороге. Эта работа стартовала, но она в начале пути. Есть большой задел от предыдущей попытки 15-летней давности (2002-2003), но он всё равно перерабатывается в сторону читабельности и меньшей сухости. Т.е. в том стиле описания дороги, который вы у меня много раз читали блоге, когда я бывал в дальних ж/д экспедициях.
А раздел IV - там и будет описано всё жизненное, то, чего нигде не найти. Ни в каких енторнетах. То есть дух железной дороги и дальнего пути по России. Почему чай и подстаканники; какие основные виды жуликов; какие станции на Транссибе торговые, а какие стерильные; что из еды брать в дорогу оптимально, а что опасно; кто застилает постельное белье и за что тебе в вагоне могут дать в морду и т.д. и т.п.
Цель данного путеводителя очень проста: придать поездке по Транссибу не бессмысленный (чтение, лузганье семок, питие, спаньё, скука, тоска и томленье души), а осмысленный характер. Чтобы вы ехали и понимали - что вокруг вас, что вы проезжаете и что будет интересного впереди, и с какой стороны. И в то же время - познакомить иностранцев и "авиационно-повёрнутых" столичников (которые ментально тоже как иностранцы на железке - разве что говорят на русском, как и мы) с обычаями и этикой в российском вагоне на самой длинной в мире железной дороге.
* * *
В заключение, у меня есть четыре просьбы и/или предложения тем, кто прочтёт этот текст и кому интересна эта тема.
Первое.
Если у кого-то есть возможность записать меня в научно-техническую библиотеку ПГУПСа (нашего ЛИИЖТа) - буду признателен. В тексте по ходу работы остаётся часть "дыр", которые мне надо уточнять. И большой массив специальной литературы университета мне в этом поможет, а сетевая библиотека Окт.ж.д. на Обводном хоть и помогает (за что большое спасибо!), но не всё из нужного я там нахожу.
Второе. Касается бизнеса и организаций, которые возят по Транссибу туристов.
Если у вас есть интерес в размещении рекламы в таком (см. выше) издании - пишите мне, обсудим и буду вас связывать с издателями.
Очень не лишней будет и спонсорская помощь вот в каком разрезе: сейчас мы планируем издавать книгу в ч/б, с цветными вкладками на 24 листа. А хотелось бы в полноцвете - но это мы пока не тянем, дороговато. Так вот, здесь такая целевая помощь и была бы как раз к месту. В общем, это обсуждаемо.
Третье.
Мне также пришлось вынужденно абстрагироваться от ряда других проектов, и отдать себя сейчас этому делу. Кроме того, надо оперативно объехать один из "недостающих" участков (часть Горьковского хода до Котельнича - а остальной материал у меня есть, я остальное проехал, что надо). Далее, нужно ещё несколько книг по истории ж/д - а они по теме дороги, собаки, особенно одна из них (кстати, если кто может помочь именно самой книгой "в натуре", могу сбросить в личку названия).
Поэтому, если есть желание помочь появиться этой книге и поддержать автора в его труде (надо продержаться до начала июля) - реквизиты привожу ниже:
----------
Карта Сбербанка (Mastercard): 5469 5500 3789 5866
Кошельки WebMoney:
WMR — R127260369091 (рубли)
WMZ — Z253531579779 ($)
WME — E284514074429 (евро)
Яндекс-Деньги: 410 0113 2778 7622
----------
Важно! При этом деньги, собранные именно на сайт в 2016-м и начале 2017-го (119 тыс.р.), они расходовались туда и даже немного ещё (порядка ~12 тыр) осталось для окончания работ и расчётов с исполнителями. Остаток я не трогаю, он целевой. Работы, увы, ведутся медленно по ряду причин и моего распыления на разные задачи. Сейчас сайт на новой платформе "сидит" на временном домене, почти вся информация влита и добавлен туда ещё целиком цикл "Неизвестный Транссиб" в 30 частях, а также туда переедет блог с транспортной тематикой постов. Новый шаблон вёрстки тоже уже создан. Но пока работа не закончена и будет, видимо, окончена параллельно со сдачей Путеводителя - так как ставить туда стоит информационные разделы уже в новом виде (с учётом проведенной с начала 2018-го проверочно-исследовательской работы). Поэтому сейчас с главным доменом "связан" пока старый сайт.
И четвертое.
Примерно на 94-95% всей книги у меня есть визуальное покрытие - т.е. собственные снимки или старые снимки до 1948-го. Но остаются ещё примерно 5-6% "незакрытых", но нужных для иллюстрирования фото. Поэтому где-то после 9-майских праздников или чуть позднее я вывешу список недостающего - и кто сможет помочь в предоставлении своих фото станций, либо из своих фотоколлекций, буду очень признателен. Конечно, с обязательным упоминанием в титрах книги :)
PS. Что касается желающих обзавестись такой книгой, то мы с издательством это обсуждали и постараемся сделать некую форму для выражения намерений (т.е. чтобы купить потом сразу и по минимальной издательской цене) - где-то, наверное, в мае. Е-майл + ник или имя, и потом просто сделаем рассылку по мере готовности издания.
Спасибо за внимание, что дочитали до конца! :)
Journal information