Шарьинский П-36. Фото 2011 г.
[...] Дирекция тяги, Департамент технической политики и Центр научно-технической информации и библиотек разработали проект программы сохранения культурно-исторического наследия российских железных дорог до 2021 года. Программа предусматривает восстановление до рабочего состояния 33 паровозов, тепловозов и электровозов. «Есть несколько паровозов, которые представляют собой особую историческую ценность и подлежат восстановлению до действующего состояния. Это паровозы Ов, Эм, и ТЭ, тепловозы ТЭ3, ТЭ2, ТЭ7, а также электровозы ЧС4, ВЛ8», – пояснили в Дирекции тяги.
[...] В перечень раритетной техники вошли три паровоза, 18 электровозов, девять тепловозов и одна паровозозаправочная станция, сохранившаяся на Свердловской дороге. «Это уникальная машина, которой больше 70 лет, – пояснил начальник Свердловского дорожного центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко. – Она была построена из тендера паровоза ФД (Феликс Дзержинский). Потом за ненадобностью отправлена на одну из баз запаса Свердловской дороги – на станцию Дружинино. Эта станция находится в нормальном состоянии и комплектности. После восстановления это будет не только «живой» экспонат. Машина при необходимости сможет выполнять свои непосредственные функции». Сохранением и восстановлением раритетного парка займутся региональные дирекции тяги. В соответствующий перечень, составленный Дирекцией тяги, вошли Северная, Северо-Кавказская, Московская, Октябрьская, Свердловская дирекции.
По словам Евгения Здоровенко, в список культурного наследия на Свердловской дороге вошло девять экспонатов – два паровоза и шесть электровозов, причём таких, которые даже старше локомотивов на паровой тяге. На Северо-Кавказской дороге запланировано к ремонту три тепловоза и два электровоза. «К восстановлению каждой машины необходим свой подход, – рассказал директор Музея истории СКЖД Владимир Бураков. – Если тепловоз ТГК2 нуждается только в установке радиатора, то ТЭМ1М, в своё время бывший основной маневровой машиной, требует более основательного ремонта. Впрочем, технология пока не утеряна. А вот для ремонта электровозов ВЛ22м или ВЛ41 придётся поискать соответствующую техническую документацию. Думаю, что ремонт можно будет осуществить на базе эксплуатационного локомотивного депо Тихорецкая, у коллектива которого есть опыт по восстановлению паровозов. Что касается деталей, то часть наверняка можно заменить аналогами от более современных моделей, таких как ВЛ60. Словом, нужен будет нестандартный творческий подход». По словам директора музея, эти машины могут быть задействованы для демонстрационных поездок, парадов техники, выставок, съёмок фильмов. А, к примеру, маневровый тепловоз ТГК2 может использоваться при маневровой работе на территории музея.
В целом железнодорожники активно занимаются восстановлением раритетов. На Октябрьской дороге главный балансодержатель парка паровозов – эксплуатационное локомотивное депо Санкт-Петербург-Финляндский. Депо располагает 10 единицами, которые находятся в рабочем состоянии. Ежесуточно предприятие выдаёт в работу на узле паровозы, которые заняты на манёврах, в хозяйственном движении. Паровозы также используются в ретротурах и на съёмках фильмов. В частности, паровозы серий 9П-19489, Эр766-41, Эу683-32, Ов-324, Л-5248 – настоящие звёзды кинематографа. Они снимались в художественных фильмах, среди которых «Сибирский цирюльник», «Анна Каренина», «Край», «Пепел», «Благословите женщину». Эти локомотивы уникальные. Например, Ов-324 – старейший действующий паровоз в России. В этом году ему исполняется 113 лет. Машина серии 9П – маневровый танк-паровоз, выпускавшийся в СССР в 1935–1957 годах. Запас воды и топлива здесь размещён непосредственно на самом паровозе, в то время как обычно они находятся в особой повозке – тендере, прицепляемом к паровозу. Несмотря на свой «возраст», сегодня паровозы в исправном состоянии и ещё на ходу.
Ретрообразцы локомотивов на Северной дороге хранятся на базе запаса, а паровозы выставлены на постаментах. «Это 11 паровозов, один электровоз и четыре тепловоза, – рассказал ведущий инженер отдела эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад Северной дирекции тяги Владимир Распопов. – Так, узкоколейный паровоз Гр-332, выпущенный в 1951 году на заводе в Бабельсберге (Германия), с 1987 года стоял на территории Ярославской Детской железной дороги. Его капитально отремонтируют в Санкт-Петербурге, после чего локомотив вернётся на Малую магистраль, но уже действующей единицей подвижного состава. Другой паровоз, П36-0147, установленный на станции Шарья в 1988 году, был выпущен в 1954-м на Коломенском заводе. После капитального заводского ремонта на Северо-Кавказской дороге паровоз вернётся на Северную – в эксплуатационное локомотивное депо Ярославль-Главный и будет водить ретропоезда».
Как уточнили в Дирекции тяги, после 2021 года список раритетной техники, которую нужно довести до рабочего состояния, может быть расширен.
(отседова)
Journal information