3 дня назад правительство России определилось с тем, в какую шеренгу и по сколько бойцов в ней оно будет строить хозяйствующие субъекты, которые войдут в концессию по СШХ:
[...] Премьер Дмитрий Медведев распорядился подписать концессионное соглашение по строительству Северного широтного хода на Ямале общей стоимостью более 236 млрд руб. Концедент Росжелдор в течение пяти рабочих дней должен направить проект соглашения концессионеру ООО СШХ, 50,1% в котором — у крупного подрядчика ОАО РЖД «Спецтрансстроя» Юрия Рейльяна, а еще 49,9% — у структуры монополии «КРП-Инвест». Подписать его должны до 8 сентября. Концессия действует до 31 декабря 2052 года.
При этом сама концессия ещё не подписана (срок определен до 8 сентября). Метод избран комбинированный - частно-государственный, где федеральный бюджет внесет относительно небольшую часть средств, необходимых для достройки линии:
[...] ООО СШХ должно профинансировать строительство и эксплуатацию железной дороги Обская—Салехард—Надым (353 км). В концессионном проекте предусмотрен капитальный грант из бюджета в 12,7 млрд руб., затраты на строительство дороги превысят 113 млрд руб. По словам источников “Ъ”, именно структуры Юрия Рейльяна станут и генподрядчиком строительства проекта. На звонки “Ъ” господин Рейльян не ответил. Кроме того, вне концессии, но в рамках проекта «Газпром» введет дорогу Надым—Пангоды (112 км), а ОАО РЖД реконструирует примыкающие участки Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги и Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево. Администрация Ямало-Ненецкого АО профинансирует строительство автомобильной части моста через Обь.
Как видите, ситуация радикально отличается от строительства Крымского моста и ж/д подходов к нему, где Государство Российское роет рогом землю без прокладок и посреднических надстроек, рассматривая сей проект как сугубо стратегический. А вот СШХ рассматривается больше как экономический проект, где множество участников должны получить свои выгоды от достройки. И поэтому правительство переложило большую часть затрат на крупные корпорации, которые обязаны будут выделять на это немалые средства из своих корпоративных финансов. Кроме того, в концессии заложены и будущие обязательства, чтобы уж гарантированно загружать именно эту линию:
[...] Как следует из основных условий концессии, ОАО РЖД получит обязательство направлять грузы со станций Сургут—Коротчаево—Пангоды по кратчайшему направлению с учетом СШХ, также монополия должна регламентировать порядок перенаправления грузов на новую дорогу.
(инфографика старая, 2014 г., но объекты и участки строительства изображены вполне актуально)
Ну а вишенкой на торте всего этого проекта (о котором в основном стыдливо стараются особо не упоминать, в рамках нынешней идеологии) является то, что это по сути - реанимация сталинского проекта стройки 501/503, т.к. линия идёт практически по той же трассировке, с небольшими отклонениями кое-где. Выходит, Сталин и его транспортные планировщики были не такими уж дурачками и упырями, как их сладострастно изображали ушлые публицисты в 1988-2011 гг. - раз проект реанимируется и именно по этой трассе. И бросать проект на полуготовности в середине 1950-х было весьма опрометчивым и неумным решением. Так что СШХ и сейчас нужен экономике, несмотря на прошедшие 65-70 лет с момента первой попытки.
Journal information