Из самого любопытного, однако, можно выделить судорожные попытки спасти судьбу многострадальной ВСМ Москва - Казань, со стороны железнодорожников, продвинув в реальную жизнь хотя бы её часть.
Как вы помните, этому проекту хронически не везло: ещё осенью 2015-го я присутствовал на пресс-туре, где начинали изыскания, а проектировщики во Владимире представляли проект прессе. Тогда считалось, что ВСМ будет строиться с 2016-го. Активно готовились к ЧМ-2018, денег на подготовку не жалели.
Затем о проекте внезапно замолчали. Были лишь негромкие и разовые утечки.
Год назад, осенью 2017-го, произошёл катарсис: выяснилось, что в ближайшие несколько лет ничего строить не будут и не собираются. Затем правительство РФ закрепило негативное отношение к проекту, выделив издевательские 265 млн. руб. на ВСМ на 3 года (!).
С формированием нового либерастического правительства после избрания В.Путина на 4-й срок (март 2018) отношение ужесточалось и далее. Стало понятно, что инфраструктура у старо-новых российских правителей явно в почёте не будет, ставка сделана на социал-дарвинизм и "засушивание" доходов бюджета (несмотря на беспрецедентный рост цены на нефть и получаемые сверхдоходы федерального бюджета, в 2017-18 гг.). Кроме того, нужно учитываю наличие очень сильной проевропейской и антикитайской фракции во власти, особенно сильной в экономическом блоке. Поэтому активно будет строиться только московский узел - у которого отдельный от федерального и очень жирный бюджет.
Тем не менее, железнодорожники в лице "высокоскоростной" фракции (олицетворяемой первым замом гендиректора РЖД А. Мишариным) стараются спасти хотя бы часть проекта и всё-таки продвинуть его в число реализуемых.
Сперва, после первого шока от задвигания проекта в долгий ящик, декларировался вообще коротенький участок как "пилотный" - Москва - Владимир. Конечно, это была провальная идея: на коротком сегменте серьёзных преимуществ ВСМ показать невозможно, но при этом финансы были бы высосаны на полномасштабное строительство.
Затем идея была расширена. Вот что озвучено на сочинском форуме PRO//Движение.1520:
[...] Первый заместитель гендиректора ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин во время выступления на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» представил первый этап реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва — Казань, сообщила пресс-служба ОАО «РЖД».
Первый этап предполагает строительство новой выделенной железнодорожной линии длиной 301 км на участке Железнодорожный (Московская область) — Гороховец (Владимирская область) для поездов со скоростями до 400 км/ч и организацию движения пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода, включая участки уже существующей инфраструктуры. Общая протяженность линии составит 408 км. Проектирование магистрали на участке Железнодорожный — Гороховец завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Проработаны все технологические вопросы, связанные с организацией строительства и эксплуатацией высокоскоростной магистрали.
«Если сравнивать с существующим поездом «Стриж», который с одной остановкой следует по маршруту Москва — Владимир — Нижний Новгород 3 часа 35 минут, то высокоскоростной поезд это расстояние с одной остановкой будет преодолевать за 2 часа 5 минут», — заявил Александр Мишарин.
Итак, смотрим на главные акценты.
А) Заявлено, что проектирование завершено и экспертиза окончена. Т.е. формально уже можно строить.
Б) Решили отойти от "китайской" модели (полностью выделенная ВСМ с высокими скоростями на всех участках) и мигрировать к более дешевой "немецкой" (значительно более медленной, которая входит в центры крупных узлов не по выделенной линии, а по существующим "обычным" подходам). Т.е. из проекта исключены "московская" и "нижегородская" части внутри соотв. ж/д узлов.
Далее декларируются преимущества:
[...] С учетом всех 7 остановок по новой линии поезда будут следовать 2 часа 31 минуту.
Согласно расчетам Центра экономики инфраструктуры, прогнозный пассажиропоток на линии в первые годы после запуска движения превысит 7,7 млн пассажиров. Реализация проекта даст значительные эффекты для государства и регионов: прирост валового регионального продукта составит 9,7 трлн руб., а прирост бюджетных доходов — 1,9 трлн руб., что существенно превышает необходимый для реализации проекта объем инвестиций.
Ах, да. Важно: запрашиваемая стартовая стоимость сильно секвестирована (даже очень сильно, в разы!):
[...] Потребность в финансировании проекта в прогнозных ценах оценивается в 621,5 млрд руб., из них капитальный грант со стороны государства — 200 млрд руб., инвестиции ОАО «РЖД» — 201 млрд руб. Оставшиеся инвестиции будут привлечены стратегическим международным инвестором и другими акционерами, российскими и международными банками.
Теперь внесем долю скепсиса. Увы, это паллиатив.
На коротком сегменте сама идея ВСМ обессмысливается, значимых преимуществ не будет. Рельный "телепортатор", как в Китае или Испании с Францией, будет работать на расстоянии от 500 км и более, а лучше - 1000-1300. Тогда пассажир окунется в совершенно новую реальность, а расстояние между неблизкими регионами "сожмётся" до нескольких часов. Т.е. если сокращать полигон строительства - то, опять же, потратятся очень серьёзные деньги, но между Москвой и НН путь убыстрится всего лишь на час (!!!). Сейчас "Стриж" идёт на участке 3.35, а "Ласточка - 3.47." Деккларируется - 2.31. И зачем огород городить?
ВСМ, на самом деле, очень серьёзная штука для государства. Да, это реально пассажирский телепортатор, который сокращает путь между мегаполисами до "авиационных" величин доставки, однако смысл его проявляется начиная с определенного расстояния. Внутри России, как я уже много раз тут писал - реально будут работать только 4 направления:
1) Москва - Казань - Екатеринбург/ Н.Тагил/ Челябинск, т.е. связь финансово-логистической московской агломерации и промышленной уральской, это самый главный "опорный" сегмент, проходящий к тому же через 2 миллионника (НН и Казань), и через агломерацию Набережные Челны, захватывая также и Золотое Кольцо России с юга,
2) Москва - Юг, т.е. до Ростова, Краснодара/Сочи и (возможно) ветки до Крымского моста через Воронеж,
3) Две столицы - Финляндия, где уже сейчас ходят скоростные (но не высокоскоростные) поезда.
4) Москва - Минск - Варшава, "путь в Европу" - тут много политических проблем.
Уменьшение сегмента курсирования = обессмысливание преимуществ ВСМ.
Так что на данном этапе, полагаю, ничего с ВСМ не срастётся.
Попытки спасти проект - похвальны, но с нынешним правительством это нереализуемо.
Да и недо-ВСМ строить - крайне сомнительная затея.
Нужна только полноценная высокоскоростная связь отдалённых агломераций, а не паллиатив.
Journal information