[...] На российских железных дорогах в ближайшие два года появятся новые, более комфортные типы пассажирских вагонов. Они, в частности, придут на смену традиционным плацкартным вагонам.
"На базе принципа формирования общего или плацкартного вагона, в общем пространстве без купе будут созданы зоны персонального комфорта", - рассказал глава РЖД Олег Белозеров, отвечая на вопрос "РГ" в рамках форума "PRO//Движение.1520". Рассматриваются даже варианты мест капсульного типа, где для пассажиров будет создано индивидуальное пространство. Есть предложения по "пространству-трансформеру", где можно было бы формировать свое место для поездки, сказал Белозеров.
Напомню историю вопроса.
В 2015 г. предыдущий глава РЖД В.И. Якунин уже наступал на швабру "избавления от устаревшей плацкарты", буквально за полгода до своей отставки:
[...] Плацкартные вагоны необходимо заменять на сидячие и купейные, так как они не обеспечивают необходимого пассажирам комфорта и не соответствуют развитию общества, полагает глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин.
«Коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Я считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться и одеваться прилюдно только потому, что плацкарт несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно», – заявил Якунин в интервью «Российской газете».
В 2016 г. следующий глава, О.В. Белозеров, отвечая на мой вопрос о судьбе плацкарта в рамках Пассажирского форума, ответил, что "плацкартный будет сохранен - как вид вагона и будет иметь свое место в общем балансе пассажирского движения. Уничтожать демократичный народный транспорт не будем.". Это не дословная цитата, а моя запись в блокноте - но общий смысл ответа был именно таков.
А вот точнее переданная его цитата, с того же мероприятия:
[...] Белозеров уточнил, что этот вопрос обсуждался с экспертным сообществом. «Пришли к выводу, что плацкарт нам нужен. Он пользуется популярностью, он дешевле», — сказал глава госкомпании. По его словам, есть у плацкартных вагонов и другие преимущества перед купейными: он, в частности, более приспособлен для перевозки детских групп, за которыми должны присматривать взрослые.
«Есть еще ряд специальных задач. И пассажиры обращаются к нам [с просьбами] сохранить такой традиционный вид движения. Мы смотрим, где это удобно и востребовано. Планируем плацкартные вагоны оставить», — резюмировал он.
* * *
Прошло 2,5 года. Судя по всему, теперь его какие-то советники или "эксперты" заразили новым поветрием - капсульными вагонами. Но капсулы на одиночек (где не выпрямиться толком, ни поесть) - совершенно не панацея. Так же как и 2-этажные купе-клетушки, которыми мечтал заменить плацкарту В.И. Якунин. Ещё хуже - европейские раскладные спальные кушеты на 3/6 человек, это вообще душегубки. Как мне представляется - нынешнее заявление сделано для участников модного транспортного форума, на эту целевую аудиторию и поэтому оторвано от жизни. Ведь все ведущие спикеры там должны озвучить что-то модное, современное, инновационное. А тут - какой-то замшелый плацкарт! Давайте-ка его пригвоздим!
В реале же пока реализуется позиция Белозерова-2016: плацкарт никуда не девается. Активно закупаются и плацкартные вагоны. Что будет дальше - посмотрим. Если это пойдёт далее заявлений на модных форумах и отразится на закупках - вот тогда и надо шевелиться.
Сейчас же при оценке этой новации сторонними участниками имеет место здоровый скепсис:
[...] В частности, как рассказал директор Института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин, на внедрение инноваций может потребоваться десятилетие, и, возможно, не одно. По его словам, эти веяния технического переоборудования плацкартных вагонов в капсульные пришли из Азии, где стараются экономить места. При этом, уточнил Енин, русская душа, жаждущая размаха, может не принять новшеств.
«Русская душа любит широкий размах. Плацкарт многие и выбирают, и я не исключение, именно из-за того, что там нет дверей, то есть там относительно открытое пространство, более безопасно, свободно себя чувствуешь. Чем в том же купе, где часто бывают посиделки всякие, то есть соседи мешают спать. В плацкарте с этой точки зрения порядка больше. Либо СВ, но тут цена несопоставима», - пояснил он.
Так что плацкарта как пассажирская константа, полагаю, переживёт ещё не одного гендиректора РЖД :)
Journal information