Вообще, место мне сразу напомнило Владивосток, где пересадка с моря на поезд тоже происходит по соседству. Там - море, тут - большая река. Насколько я знаю, таких совмещённых узлов в России не так уж много. Навскидку ещё припоминается Котлас, где вокзал и речвокзал (заброшенный) на Северной Двине тоже близко. Погода в этот день стояла какая-то сумасшедшая - дождик сменялся солнцем с облачностью раза три, пока я ходил по окрестностям. Из-за этого освещение на снимках разное, но всё это отснято в пределах одного часа!
Давайте посмотрим этот уникальный транспортный ретро-узел, как оно там сейчас.
Слева - речной вокзал, справа - ж/д вокзал
2. Я шёл со стороны набережной к этому месту, спустившись к Каме у Компроса. Вид с виадука над Горнозаводской линией на окончание ул. Монастырской (так она сейчас называется). Обратите внимание на остекленный торговый мега-сарай - его поставили не так давно. Говорят, когда его не было, Речвокзал смотрелся очень харизматично на берегу Камы издалека. Видимо, так и есть - очень уж он выбивается из общего стиля этого места, и загораживает виды. Причём он не работает, просто построен и стоит.
3. Также обратите внимание на зеленую линию на тротуаре, на предыдущем снимке. Она ведет к обоим вокзалам, а по маршруту расставлены вот такие поясняющие щиты. В принципе, толково.
4. Перед ж/д вокзалом стоит паровоз-памятник, маневровый.
5. Поставлен в 1987 году.
6. Аккурат в момент, когда я вышел к паровозу, за ограждением послышался отдалённый шум. Я добежал до парапета, и действительно - навстречу шёл пассажирский поезд! Это редкая удача, с учётом того, что по Горнозаводской линии сейчас ходит всего 2 пассажирских: на Приобье и (вроде) то ли Нижневартовск, то ли Новый Уренгой. А если движение по линии от Перми-2 отменят с 1 декабря, как обещали ранее - то это ещё и историческое фото, тогда.
7. Ладно, поезд прошёл, идём дальше. Вид на оба вокзала, которые буквально рядом. Приехал на Пермь-1, перешёл с чемоданами через дорогу и сел на теплоход на Каме. Крутая задумка, и никакого такси не надо!
8. Пермь-1 почти идентична другому концевому вокзалу Горнозаводской линии - Екатеринбургу-воинскому, но чуть больше его и имеет две башенки.
9. Во флигеле вокзала обосновался проект "Россия - моя история", патронируемый влад. Тихоном (Шевкуновым), и я тоже пошёл посмотреть - в основном, конечно, из-за того, что хотел посмотреть сохранившиеся помещения и в каком они состоянии. Там было многолюдно - непрерывно идут группы школьников и студентов.
10. Саму выставку и её идеологическое наполнение надо было смотреть внимательно, у меня не было на это времени. Посмотрел помещения, и пошёл обратно. Что касается выставки, то в Питере есть аналогичная - вот когда туда схожу, тогда и оценю. Принципиально, я одобрительно смотрю на историческое просвещение молодёжи; вопрос только в том, что конкретно в неё вкладывается.
11. Обратите внимание, какие современные троллейбусы ходят в Перми. Здесь у них разворотный круг, конечная.
12. Попытка зайти в вокзал не увенчалась успехом - он закрыт и не работает по назначению. Ремонт.
13. Ладно, пойдём посмотрим на платформы.
14. Расписание пригородных на память. В принципе, не так мало - 19 пар в день. Пересекают необъятную по длине Пермь они быстро, раза в два быстрее автотранспорта по дорогам. Дальние поезда сейчас тут не останавливаются.
15. Сам исторический вокзал 1878 года содержится в идеальном состоянии - как пасхальное яичко. Видимо, новый хозяин (исторический проект) имеет серьёзные деньги на реставрацию.
16. Ещё одна удача! Навстречу идёт электричка на Мотовилиху и дальше.
17. С другой стороны станцию обрамляют исторические корпуса Главных ж/д мастерских Горнозаводской линии. Очень атмосферное место, реально!
18. На серединной платформе сделан навес.
19. А вот и виадук имеется. Взойдём на него?
20. Какой шикарный свет, обрамляемый облаками! Правда, длится недолго и быстро меняется. Вокзал прекрасен!
21. Завод Шпагина - бывшие Главные ж/д мастерские - сейчас тоже в процессе выкупа под лофты, если я ничего не перепутал.
22. И снова невероятная удача - единственный дневной пассажирский поезд со стороны Левшино! А ведь скоро тут ничего ходить не будет - станция станет тупиком с севера...
23. Пассажирский уходит на Пермь-2, стуча колёсами на стыках.
24. Крыша вокзала.
25. Теперь смотрим Речвокзал 1940 года. Он тоже в идеальном состоянии, в отличие от многих его коллег на Двине, Волге, Енисее, Оби.
26. И тоже, видимо, из-за правильного хозяина - проекта "Россия - моя история". Так-то никакого регулярного дальнего сообщения по Каме нет, насколько я знаю. Только ближнее.
27. Вид на ж/д вокзал Пермь-1 от Речвокзала.
28. Вид на прибрежный фасад Речного вокзал от Камы. Харизматичное здание!
29. А вот вид на пересадочную компоненту - если смотреть на Пермь-1 от конца причала, к которому когда-то подходили большие теплоходы. Приехал и можно сразу на поезд. Очень жаль, если этот транспортный узел будет утрачен и останется только в памяти потомков, хотя мог бы работать.
30. Вид на Каму. Очень серьёзная по водности река. Не меньше Волги в таком же отдалении от взаимного слияния, а то и больше.
31. Вдали - автомобильный Коммунальный мост. Слева - центр города, на пригорке.
32. Вид в другую сторону, на Мотовилихинские заводы. Они вдали к северу. Будет время - покажу и те места, возможно. Там тоже фактурно. На горе - жилой микрорайон с высотками.
33. Обозначения причалов ещё советские.
34. Где-то тут стояла скандально известная надпись "Счастье не за горами", которую переделали в "Смерть не за ...". Сейчас демонтировали. Но я её уже не застал.
35. Уходим обратно на привокзальную площадь, меж двумя вокзалами. С севера её ограничивает тоже колоритное старое здание. Здесь-то троллейбус и разворачивается.
36. Вид от троллейбусного кольца на два вокзала. Да, атмосферное место!
37. Троллейбус вдали.
Спасибо за внимание!
Journal information