![](https://l-stat.livejournal.net/img/community.gif?v=556&v=771)
Ниже - иллюстрированный рассказ об этом месте, которое, как и железная дорога, никогда не спит. Порт работает круглосуточно при любых погодных условиях и во все сезоны, не ведая ни выходных, ни праздников. Здесь пересекаются море и железная дорога, космические корабли и атомные станции, металлургия и шахты, элеваторы и рудники.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1470290/1470290_original.jpg)
Морской порт занимает большую площадь на территории Петербурга, однако мало кто видит его даже издалека - потому что его причалы и акватории вынесены на выступающий к западу остров дельты Невы, Гутуевский. На Гутуевский остров подведена электрифицированная железная дорога и есть даже своя станция Новый Порт. Ж/д пути подходят ко всем причалам - так что большинство грузов можно подать прямо к борту судна в вагонах, либо большегрузным автомобилем, если партия груза меньше. Но чаще груз привозят, складируют, а затем силами портовой автобазы подают к погрузке.
Туристы порт практически не видят – он находится вдали от туристических маршрутов, здесь не проходят прогулочные кораблики. Санкт-Петербург обращён лицом к реке, а не к морю. Но всё-таки море в Питере тоже есть - и масштабы работы с ним очень серьёзные! Большой порт Санкт-Петербурга занимает четвёртое место в России с суммарным грузооборотом 58 млн.т. в 2017 г. (сюда, конечно, входят все его составляющие):
2. Главные въездные ворота в порт (если, конечно, заезжать на машине) находятся в конце улицы Межевой Канал на Гутуевском острове. На этом месте образована целая площадь, в центре которой – памятник морякам-балтийцам. Старинное красное кирпичное здание – управление АО "Морской порт СПб", а многоэтажный прямоугольник – Балтийский морской центр.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1470553/1470553_original.jpg)
3. А вот и сами ворота. Нам сюда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1470905/1470905_original.jpg)
4. По территории мы проехали на Второй грузовой район, который территориально расположен на берегу Морского канала, напротив Канонерского острова. Здесь как раз разгружался балкер ULTRA VILLARICA под сингапурским флагом и с грузом чёрного металла. Дедвейт судна - 37400 т, ширина балкера – 30 м, длина – 180 м.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1471159/1471159_original.jpg)
5. В момент, когда мы подошли туда, как раз усиленно шёл производственный процесс, поэтому мы отошли в сторонку и пообщались с представителем одной из главных портовых профессий – стивидором. Рядом по Морскому каналу вереницей шли суда, был такт прохода судов в порт. Если кто не знает: движение на Морском канале – тактовое. Либо группа судов идёт в порт, либо группа идёт из порта, либо перерыв на какие-то служебные работы. Командует всем процессом диспетчер порта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1471281/1471281_original.jpg)
6. Старший стивидор морпорта Юрий Головаш: "Задача стивидора – организовать и проконтролировать погрузку и разгрузку судна, а также вести переговоры с судовыми агентами, которые представляют сторону перевозчика. Профессия стивидора очень непростая и сильно зависит от набора практического опыта, а не только от обучения - потому что груз нужно размещать грамотно, учитывать его центровку, индивидуальные свойства, крепёж и конфигурацию трюмов судна. Кроме того, время на погрузочно-разгрузочные операции всегда лимитировано очень жёстко, поэтому нужно так организовать процесс, чтобы он шёл ещё и быстро".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1471528/1471528_original.jpg)
(из требований к профессии) Стивидор должен иметь высшее техническое образование, опыт работы, знать требования, инструкции по эксплуатации грузоподъемного оборудования портов, общее устройство судов, транспортных средств, крупнотоннажных контейнеров; правила охраны труда в морских портах, устройство и правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; правила технической эксплуатации портовых сооружений, уметь управлять бригадами докеров-механизаторов.
7. Разнообразных погрузочных и транспортных механизмов в порту очень много, я даже не все из них успел запомнить. Вот, например, транспортёр везёт стальной лист.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1471926/1471926_original.jpg)
8. Отдельным пунктом программы был у нас осмотр стрелового самоходного крана Liebherr. Таких в порту два. Есть ещё несколько десятков портальных кранов, но грузоподъёмность у них ниже, до 40 т. Этот же поднимает 144 т. по максимуму.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1472063/1472063_original.jpg)
9. Правда, такая масса груза возможна только при среднем вылете стрелы. Чем больше вылет, тем ниже допустимая масса поднимаемого груза. Целиком «наш» кран я почему-то сфотографировать не сподобился – он был слишком огромен и в кадр целиком не влезал. Поэтому вот вам соседний кран, его «брат». Такой же Liebherr.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1472413/1472413_original.jpg)
10. Он отличается от портальных кранов ещё и тем, что имеет возможность более свободного перемещения по причалам, т. к. выполнен на колёсном ходу. Чтобы приступить к погрузке, он должен опустить «лапы», зафиксироваться – и тогда автоматика разрешит работу кранового устройства. Кабина находится на высоте около 30 м.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1472755/1472755_original.jpg)
11. Вот опущенная «лапа» крупнее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1472872/1472872_original.jpg)
12. И, наконец, табличка о прохождении освидетельствования. Оно проводится ежегодно. Как видите, допустимый вылет стрелы в метрах – от 13 до 25.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1473205/1473205_original.jpg)
13. Ну что, теперь пойдём наверх. Заходить разрешается по 2-3 человека, не более, поэтому мы разбились на две партии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1473421/1473421_original.jpg)
14. Проходим в глубины «рабочего тела».
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1473573/1473573_original.jpg)
15. Там находится дизельный двигатель и барабаны со стальными тросами. Да, кран на дизельном ходу, он не электрический.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1473909/1473909_original.jpg)
16. Внутри толстого «стебля» – длинная винтовая лестница наверх, с одной переходной площадкой. Представьте себе, что вы забираетесь на 10-11-й этаж без лифта. Вот примерно такая высота.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1474187/1474187_original.jpg)
17. Наконец достигаем главной площадки, где кабина крановщика и выходим наружу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1474350/1474350_original.jpg)
18. Виды, конечно, отсюда открываются потрясающие, однако людям с боязнью высоты идти сюда не рекомендуется. Нам повезло - в этот день ветерок был небольшой. Полагаю, когда ветер свежий, то находиться на этой площадке обычному человеку будет пострашнее. На горизонте виден изгиб Морского канала и выход его в акваторию Финского залива. Также целиком видно разгружаемое судно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1474571/1474571_original.jpg)
19. А вот Морской канал, вместе с полоской Канонерского острова. Совсем неширокий, зато глубоководный. Здесь проходят очень крупные суда, когда-то проходили даже тяжёлые атомные ракетные крейсеры с Балтийского завода.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1474861/1474861_original.jpg)
20. Вид с верхней площадки на Морской канал в сторону Васильевского острова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1475105/1475105_original.jpg)
21. Есть лестница и для аварийного покидания крана. Как нам сказал крановщик, в комплекте имеется даже специальный парашют. Правда, как он им будет пользоваться – не пояснил.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1475462/1475462_original.jpg)
22. Вид на пути станции Новый Порт и контейнерный терминал. Вдали виден мост ЗСД, проходящий прямо над территорией порта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1475651/1475651_original.jpg)
23. Кабина вполне комфортная и достаточно свободная, в качестве модели выступает
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1475930/1475930_original.jpg)
24. Хорошая обзорность есть и прямо, и вбок, и даже вниз - потому что вместо части пола здесь стеклянное окошко. Управляет крановщик этим стреловым краном через манипулятор. Их два - на две руки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1476350/1476350_original.jpg)
25. Все операции и текущее состояние крана и груза отображаются на специальной панели, поэтому можно в любой момент видеть, что происходит с краном, такелажем и грузом. Мы проехали с краном несколько десятков метров, развернулись вокруг и даже захватили груз. Немного волнительно, конечно, при развороте и работе - но, наверное, привыкаешь :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1476397/1476397_original.jpg)
26. Кстати, отвлекаясь чуть в сторону. Чтобы научиться управлять таким устройством, которое перемещает тяжёлые грузы, широко применяются и тренажёры. В АО "Морской порт СПб" есть специальный Учебный центр, оснащённый тренажёрами различного уровня, и как раз с него мы и начинали этот поход по порту. Вот это – компьютерный тренажёр, частично имитирующий визуальный процесс погрузки. Он имеет такие же манипуляторы, как и реальное оборудование. Но это первый уровень погружения в реальность.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1476678/1476678_original.jpg)
27. Однако имеется и более дорогой тренажёр - полностью повторяющий кабину крана или контейнерного погрузчика (стакера). Кабина находится на подвижной платформе и имитирует динамические воздействия - как будто бы вы находитесь в кабине реального крана. Все органы управления идентичны реальным. Можно выставлять силу ветра, различные суда и т. д.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1476980/1476980_original.jpg)
28. Возвращаемся к нашему причалу. Наконец-то я впервые в жизни оказался по «ту» сторону Морского канала. В этом блоге было много репортажей с Канонерского острова – вон там, где стоят многоэтажки, а вот с портовой стороны – ещё ни разу. Восполняем этот пробел :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1477198/1477198_original.jpg)
29. Территория порта настолько велика, что здесь организованы рейсовые автобусы для сотрудников. Автобус ходит с 7 утра до 10 вечера, со множеством остановок.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1477506/1477506_original.jpg)
30. Теперь едем в Первый грузовой район. Если Второй грузовой смотрит лицом на Канонерский остров, то причалы Первого обращены к Васильевскому острову
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1477794/1477794_original.jpg)
31. Вот, например, совершенно уникальный вид на Морской вокзал на фоне «газоскрёба». Такой вид невозможно увидеть нигде, кроме как из порта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1478036/1478036_original.jpg)
32. Балкер Tiberborg готов к погрузке алюминиевых слябов. Она начнётся через полчаса, мы просто подошли чуть раньше. Дедвейт судна – 21300 т, длина – 172 м, ширина - 20 м.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1478302/1478302_original.jpg)
33. Отсюда тоже красивые виды на акваторию – мы напротив Шкиперского канала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1478441/1478441_original.jpg)
34. С углового причала виден и вход в Морской канал со стороны Петербурга.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1478737/1478737_original.jpg)
35. Алюминиевые слябы готовы к погрузке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1478994/1478994_original.jpg)
36. Каждый из них имеет свою маркировку. Вес одной единицы – 761 кг (я думал, больше – но это алюминий, он легче).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1479358/1479358_original.jpg)
37. Под портальным краном – два подводящих ж/д пути. Высота основания рассчитана так, чтобы под краном мог пройти вагон с полной загрузкой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1479619/1479619_original.jpg)
38. Смотрим на Вантовый мост ЗСД на фоне алюминиевых слябов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1479749/1479749_original.jpg)
39. Проходим по причалу дальше. Вот и наш знакомец Pitztal. Когда мы были во Втором грузовом районе и забирались на кран, мимо по Морскому каналу прошёл как раз он (см. фото №5). Как видите, он уже пришвартован и готовится к погрузке. Вот так здесь быстро всё происходит, и рассчитано буквально по минутам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1480177/1480177_original.jpg)
40. Возвращаемся к старинному зданию Управления, только с тыльной стороны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1480420/1480420_original.jpg)
41. На углу здания висит памятная доска об артиллерийском обстреле немцами причалов порта 30 ноября 1941 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1480562/1480562_original.jpg)
42. Напротив Управления на территории – очень колоритная водонапорная башня конца XIX в.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1480935/1480935_original.jpg)
43. Наконец, на десерт – вид столовой порта с романтическим названием «Адмиральский час». Это действительно производственная столовая, не кафе и не банкетный зал. Здесь мы тоже пообедали, после длительного похода. Средний чек обеда, по моей оценке - 200 руб.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1481017/1481017_original.jpg)
PS. Кое-что из фактологии по порту, предупреждая вопросы:
- Самыми востребованные профессии в портовых структурах (по данным HeadHunter Северо-Запад) - менеджеры по привлечению клиентов, электромеханики, аналитики, декларанты, менеджеры по логистике, тальманы, кладовщики.
- Уровень средней предлагаемой заработной платы в отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты» в Петербурге - 45 тысяч рублей (стивидор - заметно выше, тальман - немного ниже, ок. 38 тыс). Однако по данным статистики порта, средний уровень реальной зарплаты - ок. 66 тыс. руб, существенно выше средней городской.
Спасибо за внимание!
Journal information