Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Петербургское "окно в мир". Большой порт СПб на Гутуевском острове

В один прекрасный день этой тёплой питерской осени я сумел закрыть личное и весьма обширное "белое пятно" на карте Петербурга и проник, наконец, на территорию Большого Порта СПб. Попал туда легально и даже с возможностью сьемки (с чем на территории порта традиционно сложно) - за что спасибо проекту "Закулисье профессий" и сообществу spbblog. Мы с четырьмя коллегами побывали в двух грузовых районах порта (Первом и Втором) и даже забрались на высотный стреловой кран с потрясающими видами на акваторию и сам порт, а также пообщались с портовиками разных профессий.

Ниже - иллюстрированный рассказ об этом месте, которое, как и железная дорога, никогда не спит. Порт работает круглосуточно при любых погодных условиях и во все сезоны, не ведая ни выходных, ни праздников. Здесь пересекаются море и железная дорога, космические корабли и атомные станции, металлургия и шахты, элеваторы и рудники.



Морской порт занимает большую площадь на территории Петербурга, однако мало кто видит его даже издалека - потому что его причалы и акватории вынесены на выступающий к западу остров дельты Невы, Гутуевский. На Гутуевский остров подведена электрифицированная железная дорога и есть даже своя станция Новый Порт. Ж/д пути подходят ко всем причалам - так что большинство грузов можно подать прямо к борту судна в вагонах, либо большегрузным автомобилем, если партия груза меньше. Но чаще груз привозят, складируют, а затем силами портовой автобазы подают к погрузке.

Туристы порт практически не видят – он находится вдали от туристических маршрутов, здесь не проходят прогулочные кораблики. Санкт-Петербург обращён лицом к реке, а не к морю. Но всё-таки море в Питере тоже есть - и масштабы работы с ним очень серьёзные! Большой порт Санкт-Петербурга занимает четвёртое место в России с суммарным грузооборотом 58 млн.т. в 2017 г. (сюда, конечно, входят все его составляющие):

2. Главные въездные ворота в порт (если, конечно, заезжать на машине) находятся в конце улицы Межевой Канал на Гутуевском острове. На этом месте образована целая площадь, в центре которой – памятник морякам-балтийцам. Старинное красное кирпичное здание – управление АО "Морской порт СПб", а многоэтажный прямоугольник – Балтийский морской центр.


3. А вот и сами ворота. Нам сюда.


4. По территории мы проехали на Второй грузовой район, который территориально расположен на берегу Морского канала, напротив Канонерского острова. Здесь как раз разгружался балкер ULTRA VILLARICA под сингапурским флагом и с грузом чёрного металла. Дедвейт судна - 37400 т, ширина балкера – 30 м, длина – 180 м.


5. В момент, когда мы подошли туда, как раз усиленно шёл производственный процесс, поэтому мы отошли в сторонку и пообщались с представителем одной из главных портовых профессий – стивидором. Рядом по Морскому каналу вереницей шли суда, был такт прохода судов в порт. Если кто не знает: движение на Морском канале – тактовое. Либо группа судов идёт в порт, либо группа идёт из порта, либо перерыв на какие-то служебные работы. Командует всем процессом диспетчер порта.


6. Старший стивидор морпорта Юрий Головаш: "Задача стивидора – организовать и проконтролировать погрузку и разгрузку судна, а также вести переговоры с судовыми агентами, которые представляют сторону перевозчика. Профессия стивидора очень непростая и сильно зависит от набора практического опыта, а не только от обучения - потому что груз нужно размещать грамотно, учитывать его центровку, индивидуальные свойства, крепёж и конфигурацию трюмов судна. Кроме того, время на погрузочно-разгрузочные операции всегда лимитировано очень жёстко, поэтому нужно так организовать процесс, чтобы он шёл ещё и быстро".


(из требований к профессии) Стивидор должен иметь высшее техническое образование, опыт работы, знать требования, инструкции по эксплуатации грузоподъемного оборудования портов, общее устройство судов, транспортных средств, крупнотоннажных контейнеров; правила охраны труда в морских портах, устройство и правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; правила технической эксплуатации портовых сооружений, уметь управлять бригадами докеров-механизаторов.

7. Разнообразных погрузочных и транспортных механизмов в порту очень много, я даже не все из них успел запомнить. Вот, например, транспортёр везёт стальной лист.


8. Отдельным пунктом программы был у нас осмотр стрелового самоходного крана Liebherr. Таких в порту два. Есть ещё несколько десятков портальных кранов, но грузоподъёмность у них ниже, до 40 т. Этот же поднимает 144 т. по максимуму.


9. Правда, такая масса груза возможна только при среднем вылете стрелы. Чем больше вылет, тем ниже допустимая масса поднимаемого груза. Целиком «наш» кран я почему-то сфотографировать не сподобился – он был слишком огромен и в кадр целиком не влезал. Поэтому вот вам соседний кран, его «брат». Такой же Liebherr.


10. Он отличается от портальных кранов ещё и тем, что имеет возможность более свободного перемещения по причалам, т. к. выполнен на колёсном ходу. Чтобы приступить к погрузке, он должен опустить «лапы», зафиксироваться – и тогда автоматика разрешит работу кранового устройства. Кабина находится на высоте около 30 м.


11. Вот опущенная «лапа» крупнее.


12. И, наконец, табличка о прохождении освидетельствования. Оно проводится ежегодно. Как видите, допустимый вылет стрелы в метрах – от 13 до 25.


13. Ну что, теперь пойдём наверх. Заходить разрешается по 2-3 человека, не более, поэтому мы разбились на две партии.


14. Проходим в глубины «рабочего тела».


15. Там находится дизельный двигатель и барабаны со стальными тросами. Да, кран на дизельном ходу, он не электрический.


16. Внутри толстого «стебля» – длинная винтовая лестница наверх, с одной переходной площадкой. Представьте себе, что вы забираетесь на 10-11-й этаж без лифта. Вот примерно такая высота.


17. Наконец достигаем главной площадки, где кабина крановщика и выходим наружу.


18. Виды, конечно, отсюда открываются потрясающие, однако людям с боязнью высоты идти сюда не рекомендуется. Нам повезло - в этот день ветерок был небольшой. Полагаю, когда ветер свежий, то находиться на этой площадке обычному человеку будет пострашнее. На горизонте виден изгиб Морского канала и выход его в акваторию Финского залива. Также целиком видно разгружаемое судно.


19. А вот Морской канал, вместе с полоской Канонерского острова. Совсем неширокий, зато глубоководный. Здесь проходят очень крупные суда, когда-то проходили даже тяжёлые атомные ракетные крейсеры с Балтийского завода.


20. Вид с верхней площадки на Морской канал в сторону Васильевского острова.


21. Есть лестница и для аварийного покидания крана. Как нам сказал крановщик, в комплекте имеется даже специальный парашют. Правда, как он им будет пользоваться – не пояснил.


22. Вид на пути станции Новый Порт и контейнерный терминал. Вдали виден мост ЗСД, проходящий прямо над территорией порта.


23. Кабина вполне комфортная и достаточно свободная, в качестве модели выступает kareliya_piter.


24. Хорошая обзорность есть и прямо, и вбок, и даже вниз - потому что вместо части пола здесь стеклянное окошко. Управляет крановщик этим стреловым краном через манипулятор. Их два - на две руки.


25. Все операции и текущее состояние крана и груза отображаются на специальной панели, поэтому можно в любой момент видеть, что происходит с краном, такелажем и грузом. Мы проехали с краном несколько десятков метров, развернулись вокруг и даже захватили груз. Немного волнительно, конечно, при развороте и работе - но, наверное, привыкаешь :)


26. Кстати, отвлекаясь чуть в сторону. Чтобы научиться управлять таким устройством, которое перемещает тяжёлые грузы, широко применяются и тренажёры. В АО "Морской порт СПб" есть специальный Учебный центр, оснащённый тренажёрами различного уровня, и как раз с него мы и начинали этот поход по порту. Вот это – компьютерный тренажёр, частично имитирующий визуальный процесс погрузки. Он имеет такие же манипуляторы, как и реальное оборудование. Но это первый уровень погружения в реальность.


27. Однако имеется и более дорогой тренажёр - полностью повторяющий кабину крана или контейнерного погрузчика (стакера). Кабина находится на подвижной платформе и имитирует динамические воздействия - как будто бы вы находитесь в кабине реального крана. Все органы управления идентичны реальным. Можно выставлять силу ветра, различные суда и т. д.


28. Возвращаемся к нашему причалу. Наконец-то я впервые в жизни оказался по «ту» сторону Морского канала. В этом блоге было много репортажей с Канонерского острова – вон там, где стоят многоэтажки, а вот с портовой стороны – ещё ни разу. Восполняем этот пробел :)


29. Территория порта настолько велика, что здесь организованы рейсовые автобусы для сотрудников. Автобус ходит с 7 утра до 10 вечера, со множеством остановок.


30. Теперь едем в Первый грузовой район. Если Второй грузовой смотрит лицом на Канонерский остров, то причалы Первого обращены к Васильевскому острову


31. Вот, например, совершенно уникальный вид на Морской вокзал на фоне «газоскрёба». Такой вид невозможно увидеть нигде, кроме как из порта.


32. Балкер Tiberborg готов к погрузке алюминиевых слябов. Она начнётся через полчаса, мы просто подошли чуть раньше. Дедвейт судна – 21300 т, длина – 172 м, ширина - 20 м.


33. Отсюда тоже красивые виды на акваторию – мы напротив Шкиперского канала.


34. С углового причала виден и вход в Морской канал со стороны Петербурга.


35. Алюминиевые слябы готовы к погрузке.


36. Каждый из них имеет свою маркировку. Вес одной единицы – 761 кг (я думал, больше – но это алюминий, он легче).


37. Под портальным краном – два подводящих ж/д пути. Высота основания рассчитана так, чтобы под краном мог пройти вагон с полной загрузкой.


38. Смотрим на Вантовый мост ЗСД на фоне алюминиевых слябов.


39. Проходим по причалу дальше. Вот и наш знакомец Pitztal. Когда мы были во Втором грузовом районе и забирались на кран, мимо по Морскому каналу прошёл как раз он (см. фото №5). Как видите, он уже пришвартован и готовится к погрузке. Вот так здесь быстро всё происходит, и рассчитано буквально по минутам.


40. Возвращаемся к старинному зданию Управления, только с тыльной стороны.


41. На углу здания висит памятная доска об артиллерийском обстреле немцами причалов порта 30 ноября 1941 г.


42. Напротив Управления на территории – очень колоритная водонапорная башня конца XIX в.


43. Наконец, на десерт – вид столовой порта с романтическим названием «Адмиральский час». Это действительно производственная столовая, не кафе и не банкетный зал. Здесь мы тоже пообедали, после длительного похода. Средний чек обеда, по моей оценке - 200 руб.


PS. Кое-что из фактологии по порту, предупреждая вопросы:
- Самыми востребованные профессии в портовых структурах (по данным HeadHunter Северо-Запад) - менеджеры по привлечению клиентов, электромеханики, аналитики, декларанты, менеджеры по логистике, тальманы, кладовщики.
- Уровень средней предлагаемой заработной платы в отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты» в Петербурге - 45 тысяч рублей (стивидор - заметно выше, тальман - немного ниже, ок. 38 тыс). Однако по данным статистики порта, средний уровень реальной зарплаты - ок. 66 тыс. руб, существенно выше средней городской.

Спасибо за внимание!
Tags: Питер, Финский залив, архитектура, инфраструктура, флот
Subscribe

Posts from This Journal “флот” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “флот” Tag