Сейчас решил продолжить разбор на "авиационную" часть фильма. Она побольше по времени и побогаче кадрами, но всё равно сконцентрирована в одном месте - с 28:15 до 34:08 хронометража, если смотреть классическую версию. Причём и здесь нестыковок и ляпов тоже немало, как выяснилось. Итак, начало авиасюжета - это когда Женя Лукашин (Мягков) с друзьями бухает в бане, они напиваются, а потом кадр резко перескакивает на аэропорт.
Пьяный неадекватный пассажир может испортить полёт нормальному человеку
2. Вот первые кадры аэропорта, откуда полетит Лукашин. Причём я все годы был уверен, что летел он в Ленинград из Шереметьево - а откуда же ещё? Но нет, при внимательном просмотре меня смутила центральная башня. Что-то не вяжется, не было её в Ш-1! А до Шереметьево-2 остаётся ещё 4 года, да и другое оно совсем.
3. И да, действительно - перебор московских аэропортов даёт наводку на Домодедово. Ракурс тот же, и башня та!
4. А вот ракурс аэровокзала, где фасад не заслонён лайнерами. Всё сходится - он летел из Домодедово! Странно, но факт. Пусть будет так.
5. Затем камера медленно ползёт влево и наводится на здание, стоящее углом к аэровокзалу. У парапета - стоянка передвижных трапов.
6. В этом здании - выходы на посадку и вокзальный ресторан. Здесь он обильно украшен новогодними рюшечками, но скорее всего, так его украсили для фильма, а в обычные Новые годы таких украшательств не было. Тут-то и сидят все четверо из банной компании, заказав для верности ещё бухла.
7. Стоит коньяк (о нём ниже) и этикетка от газводы "Саяны".
8. На долю секунды показывают табло рейсов. "Наш" рейс - №392 на Ленинград у выхода 4.
9. Теперь чуть поближе то, что они пили, вот хороший кадр. Бутыль "Боржоми" узнаётся сразу - любой, кому 45+, помнит на автомате - красные бока, чёрный низ, в центральном овале картинка. А вот что за коньяк? Я такого и не помню, хотя многие перепробовал. Стоят и ещё бутылки с недопитым содержимым, их несколько, но этикеток не видно.
10. Вот оно, "Боржоми". Самая распространенная минералка в СССР. Вариаций этикеток было много, но красные бока и чёрный низ оставались неизменными.
11. После перебора вариантов нашёл и коньяк. Это оказался дешевенький кубанский 4 звезды. Вообще, то ещё пойло! Я на такое и внимания не обращал в 80-е (в 70-е мал был ещё для пития). Хотя скорей всего в ассортименте кабака был и грузинский и армянский.
12. Ну ладно, бог с ними. Дешевое пьют, это их дело. Опять на доли секунды - кадр с табло. Но уже с другим. Узнается слово "галерея", которое сейчас в аэропортовом хозяйстве никогда не используется (вместо него - гейт). Ну и объявляют посадку на рейс №392, открытым текстом говоря, что выполняется он на Ту-134 (и как мы помним, из Домодедово).
13. Аэропортовые часы. Значит, вылет примерно в 20-30.
Дальше идёт сюжет про то, как друзья ведут пьяного Лукашина, бросив Павлика (Ширвиндта) досыпать за столиком. Непонятно, у кого находится авиабилет, без которого на посадку не пропустят - если у Павлика, то его надо было передать Жене. А если Женя его взял у него - то как и когда? Это самая большая нестыковка авиационной части фильма.
14. Попутно идут мимо продажи сладкого. Хорошо виден "Зефир в шоколаде" обр. 1969 г. (красные бока коробки) - я такой отлично помню, шикарный был. Поодаль - узнаваемые баночки с лимонными дольками. Что за конфеты насыпаны в вазе - не вполне понятно. Из спиртного узнаётся "Московская особая", Советское Шампанское, остальное плохо различимо.
15. Что же касается состояния пассажира, которого ведут на посадку - то сейчас, скорее всего, такого бы просто не посадили на рейс. Но допустим, что тогда бы могли. Но остаётся вопрос авиабилета, плюс проверки паспорта. Да, в 1975-м паспорт уже проверяли - сверяли фамилию на авиабилете и паспортную. Такой контроль был постепенно введен в 1972-73 гг., после инцидента с угоном самолёта в Турцию (1970).
Давайте подумаем, какой вид билета Павлик мог взять на себя в Москве? Их, собственно, два: обычный классический и новомодный от Сирены-2, с автоматическим бронированием.
16. Вот обычный билет 1974 года (в 1975-м было то же самое), взятый в центральном агентстве воздушных сообщений в Москве. Паспортные данные тогда не вписывались, но есть фамилия. И вот фамилию сверяли с паспортом перед выходом на посадку.
17. А вот билет 1975 г. от Сирены-2 (такие на тот момент продавали только в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске). И тут есть фамилия.
Но тут у режиссёра вообще нестыковка: как он прошёл на посадку, в принципе?
Если он не взял бланк билета от пьяного Павлика, то его просто не пропустили бы. Хотя, конечно, перед Новым годом могли не посмотреть на фамилию и не сверить паспорт (а может, у него и не было с собой паспорта - зачем он ему в бане?) - но без бланка авиабилета он бы не прошёл в самолёт! Непонятно, короче.
Да ещё и вусмерть пьяного экземпляра ведь сажали.
18. А дальше - полёт.
Но воздушная и "ленинградская" часть истории будет разобрана завтра, в продолжении этого поста :)
Окончание здесь
Journal information