Но сперва про высказанные вчера в первой части уточнения, а потом уже про полёт и Ленинградский аэропорт.
1. Да, по паспорту и билету, действительно, Павлик-Ширвиндт ранее его передал на хранение Буркову, "который никогда не пьянеет":
Бурков еще в бане) - Ребята, нам пора на аэродром. Кто-то из нас летит в Ленинград.
( Все удивленно спрашивают ) - Кто? Кто летит?
( Бурков ) - Тот у кого билет.
( Все шарятся по карманам и Павлик достает билет, роняя его на пол)
( Бурков поднимает билет и скептически смотрит на покачивающегося от усталости Павлика ) - Тебе пора на аэродром, а билет пока побудет у меня для сохранности. Ведь я никогда не пьянею.
То есть, что могло получиться с проходом? Билет Бурков всучил Жене Лукашину перед выходом на посадку, а паспорт у него (он был с собой, как показано в фильме далее) с билетом никто не сверил. Новогоднее настроение, расслабленность и т.п. Так могло быть.
2. По части номера рейса - 392. Действительно, номер рейса у Э. Рязанова целиком липовый: в Ленинград они были только НЕчетные. А обратно в Москву - чётные. И никак иначе. Да ещё и строго четырехзначные, хотя система кодирования менялась.
Вот как наглядный пример ближайшие к году фильма расписания из Москвы. Сперва 1969-й, год написания исходной пьесы.
Обратите внимание, что все - буквально ВСЕ! - рейсы в Ленинград летят только из Шереметьево. Но в этом году Ту-134 ещё не запустили на ленинградский отрезок. Исключительно Ту-104. Кодирование на 11**, рейсы - нечетные.
2а. А вот 1980-й - спустя 5 лет после событий фильма. Видно, как всего за 11 лет (!) радикально сменился авиапарк на новое поколение, и Ту-134 тут соседствует с Ту-154. И никакого уже Ту-104 нет и в помине. Рейсы поделены по разным самолётам сугубо по интенсивности дневного трафика. Но и тут в Ленинград рейсы только из Шарика (в полном расписании это указано, здесь маленький скрин). Кодирование на 24**, рейсы - нечетные.
Однако тут могло быть и вот что: консультанты из МГА СССР могли попросить режиссера сознательно дать вымышленный номер рейсу. "Дабы не путать реальность и художественную сказку" (с). И тогда да - №392 логически ложится в канву.
3. По части аэропорта вылета. В фильме у Рязанова показано Домодедово, а вот в советской реальности ленинградские рейсы летали только из Шереметьево. И в пиковых случаях доп. рейсов - из Внуково. Тогда получается, что мнение I из комментов - неверное, а II - верное:
(I) Рейс на Ленинград из Домодедово вполне мог быть, т.к. в новогодние праздники резко увеличивалось количество пассажиров и регулярно делались добавочные рейсы. Так что это тоже вполне реально.
(II) В советские времена была достаточно четкая специализация московских аэропортов по направлениям. Из Домодедово летали в основном на Дальний Восток, в Сибирь, на Урал, в Поволжье и в Среднюю Азию. А Шереметьево обслуживало весь Северо-Запад (Питер, Мурманск, Архангельск), Белоруссию и Прибалтику.
4. Теперь о полёте. В фильме транслирутся объявление на посадку, и там прямо говорится о Ту-134. В кадре - тоже он. Характерный хвост, число иллюминаторов, отсутствие двигателей у основания крыла. Причём уже более поздняя версия, без остекления носа.
5. Однозначно он, сравните.
6. Схема рассадки в Ту-134 - 2+2.
7. Салон в 134-м выглядит так. 2+2 и всё компактненько и вполне современно.
8. Но что происходит в фильме дальше? А то, что нам показывают большой салон, где 3 кресла в ряду!!! Причём целиком план не показывают, только один борт и приходиться догадываться, что это - Ту-104, Ил-18 или Ту-114. Ключом к отгадке будут характерные верхние багажные стойки весьма архаического вида.
9. Сперва я подумал, что это Ту-104 первых серий (Ту-104А, например). Там - точно такие же стойки. Рассадка 3+2, причём нужная сторона (как в кадре) - как раз 3 ряда.
10. Но не всё так просто! Обратите внимание на фурнитуру над иллюминаторами. Она в Ту-104 совсем простая. Зато в салоне Ту-114 она соответствует тому, что показано в кадре!
То есть, что получается? Скорей всего, Эльдар Александрович снимал этот эпизод в салоне отставленного с полётов Ту-114 (их как раз тогда начали постепенно убирать с регулярки - так как форсированно внедрялся более тихий и комфортный Ил-62). В том же Домодедово, где он снял и сам аэропорт. А вот с Ту-134 было бы сложнее: самолёты активно летали и все были на счёту по времени.
11. Ладно, летим дальше. Теперь показывают красивый план ленинградского Пулково.
12. Народ выгружается из прилетевшего Ту-134 и - всё правильно! - бредет к зданию аэровокзала. На заднем плане слева видна "шайба" - специальный павильон-сателлит со своими выходами. Кстати, можно даже различить и номер самолёта.
13. Дальше Лукашин добредает не до выхода, а до второй "шайбы", парной той, которая маячит далеко позади в кадре №12. Вот Рязанов его приводит туда:
14. Это именно "шайба" - её интерьер ни с чем не спутать (моё фото 2011 года).
15. Изменились и табло над выходами, но в 2011-м они там были уже морально устаревшие.
16. Итак, Рязанов сажает пьяненького Лукашина на ближайшее свободное место в "шайбе". Напомню, что этот павильон специализирован только на тех пассажирах, которые вылетают и идут на посадку (хотя были высказаны версии, что иногда сателлиты использовались и для высадки). Обратите внимание на число мест ручной клади у соседа Лукашина; причём Ил-86 тогда не было, так что это именно несданная в багаж ручная кладь. Там - несколько тортов, апельсины, чемодан, коробка конфет, цветы...
17. И конечно же, если пассажиру из 1975 года показать то, что будут разрешать проносить в самолёт спустя 35 лет (2010), он сочтёт этого пришельца из будущего психом и клеветником на авиацию. (Воду нельзя!!! - это ж вообще полный пэ)
18. Человек на заднем плане ушёл, и здесь хорошо виден ракурс на пулковские "стаканы" и на Ту-134. Причём сосед Лукашина ждёт рейс на Красноярск, он готовится на посадку - так что с ним всё правильно. А вот Лукашин сюда затесался по воле режиссёра совершенно не по теме - в этом павильоне просто не было прилетевших. Только улетающие.
19. Кстати, интересная деталь. Сосед Лукашина везёт в Красноярск не только торты и конфеты, но ещё и бутыли со спиртным просто в авоське! Причём это - в салон, и уже после прохождения предполётного контроля.
20. Что же касается этой "шайбы", где сидят герои фильма, то я её сфотографировал в декабре 2011-го, когда вылетал в Стамбул. Правда, тогда я не подозревал, что больше я её не увижу, это уже архивный кадр. Она при реконструкции порта была снесена.
21. Причём "шайба" была связана с аэровокзалом подземным тоннелем с траволатором, который работал только в одном направлении. Загадка, как же Лукашин после разговора с "красноярцем" сумел попасть из "шайбы" обратно в здание? :)
22. Ещё одна загадка - где стояли такси. В кадре они стоят у парапета галереи с видом на самолёты и на ту самую "шайбу".
23. Насколько я помню, в 1980-е здесь никакие такси не стояли - посадка была у выхода из аэровокзала. А заезд на этот пандус - вон он, справа.
24. Что же до 1975-го, не могу сказать. Полагаю, что так поставили машины только для красивости картинки и чтобы были видны самолёты и такси, в одном кадре. На заднем плане виден Ту-104 - тогда их ещё не сняли с межстоличной линии.
В общем, как видите - загадок в фильме много.
Но любим мы его не за это ;)
PS. Авиационного в фильме есть и ещё чуть-чуть: в конце фильма на 02:47:05 в кадр попадает трап с надп. "Аэропорт Ленинград".
Спасибо за внимание и с наступающим вас!
Journal information