Создатели в анонсе озвучили чтение полного текста повести классика известными петербургскими лицами, пообещав при этом наложение сюжета на современные реалии. Рискованный эксперимент, но меня поразила сама идея, как таковая - так что я приехал посмотреть на это.
Саму повесть Гоголя, к стыду моему, я уже практически не помнил. Как это водится, читал её согласно школьной программе где-то в 9 классе ещё в советские времена, живя на Камчатке. Но что я мог содержательно вынести оттуда, не побывав ещё ни разу (к тому времени) в Ленинграде? Ничего в памяти и не отложилось, никакие эмоции не всколыхнулись - "по программе положено". Так что ехал на просмотр, можно сказать, почти "с чистого листа" - хотя и не совсем. Невский проспект как городской феномен я отлично знал с 1987 года, и наблюдал за эту эпоху множество его удивительных превращений, от конца 1980-х к кричащим растяжкам конца 1990-х, а затем через эпохи Яковлева, Матвиенко и Полтавченко к нынешнему состоянию прилизанной витрины. Есть у Невского проспекта железобетонно неизменное качество - он так же, как и 20, и 30 лет назад, поставляет типажи: множество типовых портретов обитателей города в причудливой смеси с "гостями города" - от Бразилии и Италии до обитателей Москвы, Тамбова, Казани и всяких разных российских Северов.
Фильм представлял собой, действительно, экспериментальный жанр ("вариофильм"): этакое наложение сюжета Гоголя на современные реалии города. Герои фильма играли старинный сюжет в современных декорациях; периодически шли вставки чтецов, сменявшихся непрерывно. Тут-то я и оценил красоту и колорит текста классика. Всё-таки, крут был Николай Васильевич, подмечая реалии имперской столицы свежим взглядом малоросса! И стал постепенно припоминать сюжет, узнавая героев, откуда-то из смутных теней своей камчатской школьной юности. Всё происходящее на экране накладывалось на хорошую музыку, которая впечатление от просмотра заметно усилила. Про музыку и труд композитора вообще скажу так: она шикарно огранила фильм, как хороший ювелир обтачивает грани рубина. Сюжетов по мере текста текста повести шло два или даже три, и постепенно они захватили внимание - пусть и не сразу.
В целом, вышел после фильма с хорошим послевкусием, хотя поначалу было подозрение, что попортят классику каким-нибудь экспериментом в стиле ильфо-петровского "Театра Колумб" из "12 стульев". Так что фильм получился, на мой взгляд.
[Кроме того, не писал свой отзыв до тех пор, пока не перечитал саму повесть заново]
PS. Широкий показ обещают немного позже.
Journal information