Из всех исторических расписаний ж/д более всего меня поражают расписания 1903-1914 годов. Это - настоящие шедевры, сгусток колоссального труда русских графистов. Фолианты в 1200 страниц со множеством хитрых обозначений и убористым шрифтом. Труд по их составлению действительно был гигантский и никогда не был превзойдён по интегральной сложности во всей последующей российской и советской транспортной истории. Возможно даже, это было самое сложное ж/д расписание на планете - у американцев интенсивность была много выше, однако они не оперировали расстояниями сообщений одного направления в 8000-9000 верст и переплетением маршрутов с добрым десятком зарубежных транспортных систем и у них уже было поясное время.
2. Фолиант:
Иногда задают недоуменный вопрос: как может быть расписание 1914 года сложней и больше, чем в 1988 - ведь в позднем СССР количество поездов было в 16 раз больше, а годовой пассажирооборот превосходил позднюю Империю в 155 раз? Ответ на это довольно простой: СССР унифицировал многие вещи для удобства управления. Например, в 1914 году ещё не было поясного времени и приходилось составлять таблицы соответствий. Кроме того, в 1914 существовало около полусотни разнокалиберных частных ж/д, кроме казенных, и ещё множество мелких систем Подьездных путей - со всеми из которых сводные расписания добросовестно согласовывались. А в Союзе было примерно 20-25 однородных административных ж/д примерно одного калибра и к тому же работающих по единому внутреннему стандарту и инструкциям. Кроме того, в царские расписания была интегрирована система станционных буфетов и вокзального питания с обозначениями, от чего стало возможным отказаться с массовым внедрением вагонов-ресторанов.
3. Таблица соответствия солнечного времени.
4. Перечень железных дорог (начало).
5. Беспересадочные сообщения (начало).
6. Сообщения от столицы Империи (начало).
Вот и получается, что расписание 1914 года никогда в истории не получится переплюнуть - это был пик сложности путей сообщения.
А закончилось всё печально, увы. Весь этот громадный труд накрылся в сентябре 1914-го медным тазом - после образования Прифронтового района ж/д сообщения, где действовали законы военного времени и движением управляли офицеры военных сообщений Генштаба. Причём руководство прифронтовых и тыловых дорог было раздельным, они очень слабо взаимно координировали свои действия - поэтому прифронтовая зона вскоре стала гигантским пылесосом, высасывающим хороший подвижной состав из тыла и отдававший туда через некоторое время изношенные паровозы и вагоны. Тыловые дороги стройное и сложное довоенное расписание уже выполнять не могли, а военный (облегченный) вариант движения по ряду причин не создали - поэтому на фолианте расписаний клеили вот такие печальные дополнения. Книга перестала соответствовать жизни.
7. "Чрезвычайная" наклейка
Journal information