Тем, кто не в курсе – это единственный в России регулярный рейс, выполняемый под паровозом (обычно под Су). То есть это не туристический аттракцион, а именно штатный пригородный поезд №6697 с совершенно обычной ценой на билет. Соответственно, и едут на нём далеко и не только туристы. Паровоз грузится углём в Бологое (18 т) и набирает воду на станциях Куженкино и Осташков. Длительность пути паровозного рейса на час с небольшим больше, чем у тепловозного рейса, т. к. в хронометраж включён набор воды и несколько меньшая скорость. Уходит он на 15 мин. раньше тепловозного расписания - не в 9.40, а в 9.25, так что тут будьте внимательны.
Ниже - рассказ о том, как проводится этот уникальный рейс.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1535386/1535386_original.jpg)
2. Чтобы попасть на этот рейс, пришлось ехать ночным поездом №55, который уходит из Питера в 1.15 ночи и в 6.36 приходит в Бологое. Может быть, не самый лучший вариант - но зато не надо приезжать в Бологое заранее и ночевать, и при этом удаётся всё-таки поспать 5 часов. В других поездах получится только 3.30 – это уж совсем неудобно. После прибытия часок погуляли по городу и пристанционным окрестностям, застали красивый ясный рассвет, потом небо подзатянуло тучами. В самом Бологое тоже кое-что изменилось с 2013-го - но о нём я лучше расскажу отдельно, если будет время.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1535739/1535739_original.jpg)
3. Итак, только что прошёл Сапсан, и вдруг мы слышим характерный звук, который ни с чем не спутать. Это со стороны депо тендером вперёд идёт наш Су. Тендер заполнен углём доверху. Правда, ставят пригородный на низкую платформу, поэтому придётся идти подземным переходом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1535847/1535847_original.jpg)
4. Паровоз мягко подходит тендером к вагонам пригородного поезда, так что мы идём туда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1536186/1536186_original.jpg)
5. Ага, вот и он! Мы боялись, что поставят здоровенный грузовой Л (Лебедянку) и это, конечно, будет неаутентично - пассажирский Су более ранней эпохи выглядит гораздо более приятно. Под пассажирским поездом должен стоять пассажирский паровоз!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1536314/1536314_original.jpg)
6. Билеты стоят обычные 284 рубля до Осташкова и кроме чека, выдаются вот такие билетные картонки "как раньше" :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1536550/1536550_original.jpg)
7. То, что рейс обычный, выдаёт состав пассажиров - "фотографов-турыстов" было всего пятеро (если считать с нами), а среди остальных грузилось 15 солдат, несколько рыбаков и местные жители. Оно и хорошо, не люблю щелкающую толпу фанатов вокруг себя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1536926/1536926_original.jpg)
8. Но всё же... рейс необычный, так что к паровозу идут и обычные пассажиры - пофоткаться на память.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1537046/1537046_original.jpg)
9. Ведущие колёса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1537479/1537479_original.jpg)
10. Фотосессия у паровоза. Никто не препятствует сьёмке - наоборот, это поощряется. Причём и в рейсе тоже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1537571/1537571_original.jpg)
11. Вагоны были позднесоветские, конца 1980-х. На них нарисовали "царскую" эмблему Бологое-Полоцкой дороги. Кроме того, обратите внимание на присутствие маршрутных табличек на вагоне - от которых сейчас в ФПК усиленно избавляются и практически их изничтожили. Но тут сделали исключение.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1537998/1537998_original.jpg)
12. Внутри сидячего межобластного вагона очень тепло. И даже жарко. Народу было немного, примерно 30% мест заполнено. Так что ехали очень комфортно. Сиденья прикреплены намертво, столики у кресел стальные, мощные. На фото -
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1538193/1538193_original.jpg)
13. Сразу после отправления пришёл начальник поезда в форме МПС СССР 1950-х гг. и стал рассказывать про Бологое-Полоцкую дорогу, её историю и значение. А также сделал объявление, что на станции Куженкино будет бесплатная экскурсия по историческим объектам станции и вокзала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1538535/1538535_original.jpg)
Вот тут видео с диалогами и начальником поезда, внутри вагона:
14. Вскоре проехали Бологое-Полоцкое. Кстати сказать, проводники нисколько не препятствовали снимать с открытой тамбурной площадки даже на коротких стоянках.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1538625/1538625_original.jpg)
15. Проход под М11. Обратите внимание на клубы дыма - это от паровоза. Немного он проникает и в вагон, так что запах не дизельный, а что-то вроде печного. Движение идёт толчками, потому что опять же, паровоз. У паровозной тяги такая особенность.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1538868/1538868_original.jpg)
16. Пассажиры были и местные, едущие на выходные в свои деревни и веси.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1539203/1539203_original.jpg)
17. Но вот прибываем на Куженкино. Здесь - 30 мин. стоянки и бесплатная экскурсия для пассажиров субботнего рейса. Смотреть объекты пошло человек 12-14.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1539333/1539333_original.jpg)
18. Вокзал хорошо отреставрировали, выглядит ярко, как пасхальное яичко. Интересно, что там наверху? Это осталось загадкой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1539792/1539792_original.jpg)
19. Паровоз с вагонами ушёл на набор воды.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1539966/1539966_original.jpg)
20. Указатель объектов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1540285/1540285_original.jpg)
21. А мы идём внутрь, начинаем с зала ожидания 1-2 класса. Даже в таких мелких вокзальчиках в 1900-х было разделение потока пассажиров на "приличных" (1-2 классы) и "нищебродов" (3-4)!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1540600/1540600_original.jpg)
22. Внутри зала. Остались как старинные скамьи (если их, конечно, не привезли откуда-то), так и сталинские послевоенные - краешек синенькой на фото виден. Там же касса с керосиновой лампой и воссозданием интерьеров 1910-х.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1540713/1540713_original.jpg)
23. Потом публику ведут в помещение ДСП (дежурной по станции). Здесь осталась послевоенная обстановка и электрожезловый аппарат 1930-х. Очень фактурно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1541098/1541098_original.jpg)
24. Надпись названия станции. Не по бренд-буку РЖД!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1541121/1541121_original.jpg)
25. Следующая точка экскурсии - керосиновый погреб.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1541537/1541537_original.jpg)
26. Кстати, по Бологое-Полоцкой дороге сохранилось большое количество старых путейских казарм и полуказарм, а также иных ж/д построек.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1541824/1541824_original.jpg)
27. Потом идём обратно, нас ждёт багажное отделение - оно с другой стороны вокзала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1542142/1542142_original.jpg)
28. Внутри.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1542274/1542274_original.jpg)
29. Ещё одна точка похода - водонапорная башня. Кстати, там вся начинка сохранилась, она рабочая.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1542534/1542534_original.jpg)
30. И после этого уже идём обратно к поезду. Здесь - заключительный обьект осмотра, довоенный проект стрелочного перевода с флюгаркой. Любопытно, что стрелке 1930-х годов придали табличку с ятями и дореволюционным написанием :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1542823/1542823_original.jpg)
31. А в паровоз ещё набирают воду. Много он её расходует.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1543148/1543148_original.jpg)
32. Вид на наш поезд. Вроде уже почти час едем под паровозом, но ощущения всё равно очень необычные - как будто ты в машину времени попал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1543178/1543178_original.jpg)
33. Дальше мы долго и упорно пробираемся по замёрзшим болотам Тверской области, останавливаясь где положено по расписанию. Кое-где пилят лес.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1543542/1543542_original.jpg)
34. На станции Фирово проводницы тоже ненадолго выпустили поснимать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1543879/1543879_original.jpg)
35. Вид на паровоз. Едём дальше. В вагоне ведутся неспешные коллективные разговоры. Можно в них поучаствовать, можно просто послушать. А можно набрать из угольного титана кипятку, заварить чаю и пить, задумчиво смотря на клубы дыма за окном. В общем, ляпота!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1544190/1544190_original.jpg)
36. В час дня - прибытие в Осташков. Так что рейс длится 3 с половиной часа - немало.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1544222/1544222_original.jpg)
37. Народ с восторгом идёт смотреть на отцепку паровоза. Множество детей разных возрастов, они в экстазе, кричат-вопят "Покааа!".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1544488/1544488_original.jpg)
Вот тут можно посмотреть на процесс отцепки и детские восторги от паровоза (2 с половиной минуты).
38. А проводницы мчатся к паровозникам за угольком для титана.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1544792/1544792_original.jpg)
39. Вот, снабжают вагоны угольком. А то сейчас паровоз отцепится и уедет, а ведь вагонам ехать дальше на Великие Луки. А у тепловозников уже угля не возьмёшь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1545031/1545031_original.jpg)
40. Наш начальник поезда с табличками. Затем он их нацепит на великолукские вагоны обратного рейса, а эти пойдут дальше на запад.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1545415/1545415_original.jpg)
41. Всё, паровоз уехал и перешел на другой путь. Сейчас уйдёт на треугольник разворачиваться.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1545517/1545517_original.jpg)
42. Вокзал реально огромный для такого города. Большинство площадей некуда использовать. Но осташковские привокзальности лучше покажу отдельным постом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1545887/1545887_original.jpg)
Резюме: просто отлично. Теплый и ламповый рейс, без спешки и мегаполисной суеты. Полное отрешение от рыночно-коммерческой действительности - и всё это за минимальную цену, совсем не туристическую. Спасибо тем товарищам из РЖД, которые это придумали и внедрили.
PS. Кстати, в комментах к ФБ некоторые недовольные бухтели про "неаутентичные" вагоны для паровоза - дескать, чегойто не ставят деревянные вагоны, под эпоху. Тут я напомню, что этот самый Су до тех пор, пока не ушёл с магистралей к концу 1960-х, успел поводить пассажирские поезда под ЦМВ лет этак 20 подряд. Так что если вагоны зеленые - то, в общем-то, они вполне под эпоху. А деревянные вагоны обр. 1928 г. никто сейчас на магистральные рейсы не выпустит по требованиям безопасности - что по пожарной, что по сминаемости вагона при столкновении. Даже на малодеятельную Бологое-Полоцкую дорогу.
Journal information