Это судно примечательно сразу двумя уникальными свойствами. Во-первых, оно работает на сжиженном газе, но это не газовая турбина. Во-вторых, это первое в мире пассажирское судно, которое оснасщено роторным парусом для использования в движении энергии ветра (вот эта длинная толстая трубища на заглавном снимке). Второе свойство для меня стало большой загадкой и пришлось поломать голову, чтобы понять принцип. Впрочем, специалисты компании говорят, что эта технология действительно серьёзно экономит топливо.
Об этих свойствах и о других технологических тонкостях парома я и расскажу в этом посте.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1585044/1585044_original.jpg)
* Некоторые термины могут быть обозначены неточно, ввиду новизны и необычности двигателя - поэтому если ув. судоводители и механики, читающие этот пост могут дополнить или исправить текст, пишите в комменты свои поправки.
2. В процессе поездки так получилось, что я ни разу не смог увидеть этот паром целиком со стороны - так как всё время находился на нём, а при посадке и сходе на берег была темнота. Поэтому давайте посмотрим фото из открытых источников – как он выглядит. Тут надо добавить, что не каждое его фото годится – роторный парус парому поставили недавно (около полугода назад), и все изображения до этого момента для иллюстрации не годятся. Вот он с коптера во время стоянки на Аланских островах, уже с роторным парусом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1585243/1585243_original.jpg)
Судно большое – водоизмещение 57 600 брт, длина – 218 м, ширина – 31,8 м. Берёт на борт 2800 пассажиров и более 500 автомашин. Построен в Турку (Финляндия), начал регулярные рейсы в 2013 году, прошёл переоборудование летом 2018-го. Экипаж, включая сервисный – около 200 чел. Обратите внимание, что двигательная установка сильно смещена к корме. Viking Grace предназначен для короткой линии Турку – Стокгольм, среднее время хода – 10 часов, с заходом на Аланские острова в середине рейса.
3. Самой большой особенностью этого рейса стало то, что компания впервые показала нам машинное отделение - которое притом ещё и очень специфичное, т. к. судно работает на LNG-топливе. Приметой этого являются два цилиндрических бака на корме – ёмкости для сжиженного газа. Поэтому с кормы паром сразу резко выделяется среди остальных своих собратьев на Балтике.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1585644/1585644_original.jpg)
4. Второй яркой особенностью судна стал роторный парус, который мы тоже сумели осмотреть вблизи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1585819/1585819_original.jpg)
5. Но обо всём этом – ниже, а пока давайте начнём наш обзор с мостика (ходовой рубки). На этой схеме показана «начинка» парома – в разрезе по палубам. Наиболее тёмным цветом выделена пассажирская часть, светло-серым – общественные пространства, и совсем светлым – автомобильные палубы. Целиком паром является 12-палубным, и первые две нижних палубы здесь не приведены. Мы же в ходе осмотра парома увидели и их – там, где находится «сердце» этого гиганта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1586019/1586019_original.jpg)
6. Итак, начинаем осмотр с рубки. Она в общем-то похожа на рубки других паромов (я их много в этом журнале показал уже), только является более современной с точки зрения электронной «начинки». Кроме того, рубка здесь размещена ниже двух сервисных палуб (9 палуба) и находится на одном уровне с каютами экипажа. А они расположены тут необычно высоко для стандартной схемы – концепция проектирования судна предполагала, что служебные каюты должны быть достаточно комфортны, т. к. экипаж находится на борту полмесяца непрерывно, а не полсуток-сутки, как подавляющее большинство пассажиров.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1586368/1586368_original.jpg)
7. Так же, как и другие крупные паромы, рубка имеет два бортовых выступа со стеклянными «дырками» под полом и выносными пультами управления по каждому борту, для обеспечения безопасной швартовки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1586451/1586451_original.jpg)
8. Рабочее место вахтенного штурмана (справа) и капитанское кресло (слева). Управление сильно компьютеризировано, и изрядная часть маршрута идёт под автопилотом, включая проход в шхерах Стокгольмского архипелага с многочисленными доворотами вокруг островов. Отдельная система вычисляет безопасность расхождения с другими судами. Морские карты тоже электронные, с автоматическим обновлением состояния. Вообще, система управления несколько напоминает самолётную, тем более что ряд важнейших параметров вынесен на потолочную панель и их можно сразу видеть, глядя вперёд.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1586743/1586743_original.jpg)
9. Классических штурвалов тут уже нет, их заменили джойстики (или «стики», если на профессиональном слэнге). Лёгкий поворот рычажка – и огромное судно меняет курс.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1587051/1587051_original.jpg)
10. А это – аналог классического машинного телеграфа, от «Полный назад» до «Полный вперёд». Смена режима производится маленьким рычажком. Текущее положение, как вы видите – полный вперёд. Оно же повторено в машинном отделении, см. ниже. Мы примерно двадцать минут назад вышли из Стокгольмского архипелага в открытый Ботнический залив и идём сейчас стабильным курсом около 45°.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1587454/1587454_original.jpg)
11. Здесь же у вахтенного штурмана прямо перед глазами интегрированный экран ориентации судна и работы его двигателей. Смотрите, сейчас работают три двигателя из четырёх, примерно на 3/4 мощности. Один отключен, для экономии. Показано и усилие, передаваемое двигателями на каждый вал, которые крутят винты (их 2).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1587488/1587488_original.jpg)
12. Можно выйти и на мини-балкончик, который полностью огибает мостик. Вот так выглядит солнечный Ботнический залив. Выше нас – две застеклённые палубы с общественными пространствами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1587764/1587764_original.jpg)
13. С каждого борта близ пультов швартовки есть свои олдскульные курсовые указатели с круговой шкалой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1588079/1588079_original.jpg)
14. Из необычного. Перед остеклением рубки на "Грейсе" установлен пластиковый филин в угрожающей позе. Оказывается, он неплохо отпугивает срущих чаек. Значит, можно реже мыть стёкла и поручни от птичьих наслоений.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1588364/1588364_original.jpg)
15. Капитан "Грейса", г-н Микаэль Маннерстрём, рассказывает о превратностях морской жизни и тонкостях командования паромом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1588644/1588644_original.jpg)
16. После рубки идём на лифт и спускаемся вниз, в самые недра судна. Все эти отсеки – ниже ватерлинии и автопалуб, поэтому они разделены на водонепроницаемые сегменты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1588746/1588746_original.jpg)
17. …вот эта тяжёлая дверь после нажатия волшебной кнопки отъезжает влево – и мы оказываемся в машинном отделении.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1589118/1589118_original.jpg)
18. За ней - стойка с шумоизолирующими наушниками, а за ними – дверь вбок. Нам тоже скоро выдадут беруши, но в этом помещении ещё тихо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1589374/1589374_original.jpg)
19. Дверь налево – это вход в центр управления двигательной установкой, и вообще всей энергетикой корабля – и главными двигателями, и вспомогательными, и системой заполнения танков, и вентиляцией, а также остальными электросистемами. Немного похоже на пульт управления атомной электростанцией.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1589507/1589507_original.jpg)
20. Выше пультов управления стоят большие мониторы Philips, на которые выведены крупными цифрами главные параметры: то есть даже просто заглянув сюда, можно издалека оценить общую обстановку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1589940/1589940_original.jpg)
21. «Дед» (т.е. главный механик парома) поясняет нам принцип действия двигателя и работу систем управления. На "Грейсе" совсем не газовая турбина (как многие, возможно, подумали), а многотопливный 4-тактный дизель. Он дизель может работать как на дизтопливе, так и на сжиженном газе, и даже на более грубом мазуте, хотя и неэкономно. Однако сжиженный газ (LNG-топливо) расходуется наиболее экономично и имеет наилучшие показатели топливной эффективности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1590192/1590192_original.jpg)
22. Пульт экстренной остановки судна. По обеим сторонам можно видеть репитеры режима движения (аналоги классического машинного телеграфа), см. также фото 10. Яркая зелёная лампочка указывает сейчас на режим full («Полный вперёд»).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1590444/1590444_original.jpg)
23. А вообще, этот паром наиболее сильно автоматизирован из всех своих собратьев. Вот на этом экране видно, сколько подсистем управления здесь функционирует. В каждую из них можно зайти, кликнув мышкой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1590669/1590669_original.jpg)
24. Сфотографировал там же принципиальную схему двигателя, работающего на газе. Возможно, она кому-нибудь поможет понять принцип работы "что-откуда-куда".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1590887/1590887_original.jpg)
25. Центр управления – это был самый верхний «этаж». Теперь мы спускаемся на половину уровня ниже и оказываемся на 2-м уровне машинного отделения. Здесь уже шум двигателя заглушает разговор. Можно только по движению губ догадаться, что человек хочет сказать. Ходить надо в берушах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1591121/1591121_original.jpg)
26. Главных двигателей здесь четыре, производства финской компании "Вяртсиля". Это – верхний уровень многоцилиндровой двигательной установки, одной из четырёх.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1591438/1591438_original.jpg)
27. Всё, что относится к газовой арматуре и подаче газа в цилиндры двигателей, окрашено в жёлтый цвет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1591763/1591763_original.jpg)
28. У каждого главного двигателя (а их тут четыре и сейчас работает три, см. фото №11) выводится текущий режим работы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1591905/1591905_original.jpg)
29. Давайте посмотрим. Показан израсходованный ресурс в часах, и отдельно - часы работы на газовом топливе. В центре – уровень мощности и обороты в минуту. Левее показана температура и давление рабочего тела.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1592104/1592104_original.jpg)
30. Кроме жёлтого цвета (газ), здесь есть и другие цвета – синий и зелёный. Насколько я помню, синий – это кислородное оборудование или арматура ВВД (воздух высокого давления), например для вытеснения воды из заполненных танков. Про зелёный цвет, к сожалению, не спросил.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1592455/1592455_original.jpg)
31. Система аварийного оповещения – всё-таки здесь газ. Это такое рабочее тело, которое опаснее стандартного дизельного топлива, а конструкция двигателя, соответственно - несколько сложнее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1592581/1592581_original.jpg)
32. Вот вид сверху на главные двигатели и нашу компанию. Девушка в центре снимает фактуру для Ютуб-канала «Чудо техники». Сзади стоят Руслан
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1592844/1592844_original.jpg)
33. Если пройти в глубины отделения, можно добраться и до ремзоны. Она тут тоже есть, и даже с несколькими станками. Как вы помните, недавно один из паромов Viking попал в тяжёлую штормовую ситуацию близ Норвегии, с повреждением двигательной установки; но сумел починиться и частично восстановить ход прямо во время шторма.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1593098/1593098_original.jpg)
34. В наличии и ремкомплекты с инструментами, закреплённые на больших синих щитах. Их тут несколько.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1593485/1593485_original.jpg)
35. Теперь спускаемся ещё ниже, на первую палубу, которая уже довольно глубоко под водой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1593848/1593848_original.jpg)
36. Основание главного двигателя (верхнюю часть мы видели выше). Двигатели тяжёлые, поэтому расположены на судне низко, чтобы была оптимальная центровка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1593866/1593866_original.jpg)
37. Управление довольно сложной системой танков, которыми здесь регулируют осадку, плавучесть судна и оптимальную центровку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1594366/1594366_original.jpg)
38. На выходе – чрезвычайно важный прибор, контролирующий уровень метана в воздухе машинного отделения. Всё-таки мы тут среди газовых труб, где рабочее тело под давлением.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1594607/1594607_original.jpg)
39. Заправляется Viking Grace газом в Стокгольме, примерно раз в три дня. Поскольку курсирование парома строго подчинено расписанию, то в это расписание вписан и специальный заправщик, который подходит к судну во время его стоянки в Стокгольме. Честно говоря, ранним утром я ещё не знал, как производится заправка, и поэтому не сфотографировал заправщика близко, но тем не менее он случайно успел попасть в мой кадр – при швартовке. Вон он уже ждёт нас, маневрируя у кормы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1594684/1594684_original.jpg)
40. Наконец переходим к самому загадочному устройству этого судна – роторному парусу. На первый взгляд оно производит крайне странное впечатление: здоровенная высокая железная труба, которая крутится с немаленькой скоростью во время хода. Крутиться ей помогает электромотор, который тоже расходует какое-то количество энергии. И тем не менее этот «парус» экономит около 10% расходуемого топлива. Удивительно, но факт!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1594890/1594890_original.jpg)
То есть он эффективен, даже несмотря на расход энергии электромотором. Это называется «эффект Магнуса». Вкратце, когда ветер встречает вращающийся ротор, поток воздуха ускоряется с одной стороны ротора и замедляется с противоположной. Разница в скорости воздушного потока приводит к перепаду давления, что создаёт подъёмную силу, перпендикулярную направлению потока ветра. Это решение позволяет уменьшать мощность главных двигателей примерно на 10%, при той же скорости. Роторный парус полностью автоматизирован и включается тогда, когда сила ветра достаточно велика. Высота роторного паруса – 24 м, диаметр – 4 м.
41. Основание роторного паруса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1595164/1595164_original.jpg)
42. Вид на роторный парус и выхлопные трубы двигателя с вертолётной палубы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1595646/1595646_original.jpg)
43. Вертолётная палуба применяется иногда для экстренной эвакуации больных пассажиров или членов экипажа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1595681/1595681_original.jpg)
44. Вид с верхней палубы на более раннее поколение паромов Viking Line. Сейчас навстречу идёт Amorella в архипелаге Аланских островов. Про это поколение паромов я рассказывал в 2015 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1596117/1596117_original.jpg)
45. Технология роторного паруса сейчас развивается и получает постепенное признание. Так вот, на верфях Китая для Viking Line сейчас строится самый большой паром, водоизмещение которого будет под 70 тыс. брт, и на нём будет уже два роторных паруса, см. рендер.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1596228/1596228_original.jpg)
PS. В этом посте я постарался рассказать о технологических аспектах этого судна; однако у парома Viking Grace есть и ещё одна любопытная ипостась. Это общий дизайн-концепт оформления судна, который сильно отличается от всех более ранних паромов. Но это всё заслуживает другой отдельной части моего рассказа, которая выйдет позже.
Journal information