Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Как начиналась гласность

Осенью 2018 года, будучи на Камчатке, улучил ясный денёк и спустился по дороге на Авачу с 11-го километра. В место, где я работал в 1985-1987 гг. сразу после института, по распределению. Это промзона, там было предприятие Госснаба СССР, куда поступала продукция (промышленная, не "прод") автотранспортом из морского порта и затем распределялась по предприятиям области. Спускался наудачу и гадал, "что там теперь, пропустят ли?" (раньше тут был весьма строгий пропускной режим). Топография этого района немного изменилась, но на территорию я все-таки прошёл, хорошо помня окольные тропки 30-летней давности. Слишком далеко вниз вглубь складов пройти не удалось - на меня начали там коситься (хотя шёл я с уверенным и деловым видом), но до своей диспетчерской я дошёл. См. на фото, белая на возвышении. Моё окно - первое на втором этаже слева.



Так вот, именно в этом здании я впервые услышал жуткую новость о том, что "в СССР взорвалась атомная станция". А дело было так. На праздники обычно назначали дежурного по предприятию - на полсуток, из состава инженерно-технического персонала. Нужно было быть всегда на связи с морским портом, и "если что", принять груз и обеспечить его экстренную переадресовку "куда надо". Обычно такого не возникало - все-таки мирное время, но порядок есть порядок. Дневные дежурства, с 8 до 20, брало на себя начальство, а вот на ночные - с 20 до 8 - ставили вузовскую молодежь типа меня, я-то ещё и года не отработал.

И на майские праздники 1986 года меня поставили в ночь на воскресенье, а это 27 апреля. Ну что, приказ есть приказ, тем более за него давали 2 отгула, на "когда-то потом". Но сильно я на судьбинушку не роптал - потому что в диспетчерской стоял волшебный всеволновой приёмник, судовое РПУ "Катран" - подгон от морпорта для связи. Тяжелый такой, солидный, металлический. Так что можно было полночи развлекаться прослушиванием коротких волн - в том числе и тех, что не глушили. А приёмник этот брал не только диапазоны более 25 метров, но и 19, и 16, и - о чудо! - даже 13 и 11 метров! Причём очень чисто, звук был объемный, такой старинно-волшебный, не "пластикоый", как сейчас. И настроиться можно было тоже очень точно, аккуратно подкручивая массивный верньер.

Вечером 26-го апреля я пришёл на службу, разложился на кресле, записал в журнал прибытия, накипятил чаю и включил любимый приёмник. Напомню, что у Москвы с Камчаткой разница в 9 часов, так что когда я прибыл, на материке был полдень. Вечерний выпуск "Голоса Америки" я уже пропустил, надо было ждать второй, который в 10 вечера по-владивостоку. Стало быть, по-камчатски в полночь. А до этого времени я успел прошвырнуться и по другим волнам. "Камчатка метео", судовая связь на рейде, служебные переговоры морпорта, Радио Пекин, Маяк, корейцы, японцы, Датч-Харбор и прочее.


...И вот, наконец, полночь. Знакомая звуковая заставка, проигрыш, затем "...дорогие радиослушатели, владивостокское время двадцать два часа, вы слушаете Голос Америки..." Очень чистый приём, на 16 метрах. Я думал, что сейчас они начнут зачитывать очередного Конквеста с его "Большим террором", но нет! Дикторша вдруг сообщила, в самом начале сводки, что в Советском Союзе на Украине взорвалась атомная станция... она горит... облако пепла идёт на Белоруссию, Польшу и Скандинавию... заявление шведского правительства... Я ажно вскочил со стула. Дослушав империалистические новости, тут же переключился на Маяк. Нет, ничего! Бодрая музыка, обычные предпраздничные сводки. Вообще ничего. Через час - то же самое. Прослушал ещё утром, в конце дежурства - тоже ничего! Но почему же наши молчат, что случилось? Правда взорвалась, или врут гады?

Оказалось, правда. Вот только наши об аварии сообщили публично в газетах 29 апреля. И то очень коротко, ничего толком не понять. А голоса уже надрывались на всех волнах. Вот аккурат после Чернобыля и началась знаменитая горбачёвская "гласность"...

PS. Если спуститься по территории предприятия донизу, то открывается примерно такой вид на бухту (но уже за забором):

Tags: Камчатка, Советский Союз, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Советский Союз” Tag

  • Ту-4 на плакатах

    В истории советской авиации был очень краткий период, когда символом воздушной мощи изображался самолёт Ту-4 (клон B-29), стоявший на вооружений.…

  • Повседневная жизнь советской автобусной остановки

    Минутка транспортного искусства. Михаил Лихачёв "На остановке" (1984) PS. Обратите внимание на множество интересных деталей картины. Например,…

  • 1967. Московский вокзал в Ленинграде

    Оформление Московского вокзала к 50-летию Октябрьской революции (1967). Мне кажется, очень стильно сделано. Увидено у babs71 Вечерний…

  • 95 лет маршалу Язову

    Вчера стукнуло 95 нашему последнему и единственному маршалу. Жив ещё, курилка! Здоровья вам, Дмитрий Тимофеевич. Держитесь, вы теперь не просто…

  • И ещё немного о скорости прогресса

    Снимок из эпохи быстрого прогресса, который сейчас кажется феноменальным. Судите сами - это 1970 год (голландский аэропорт Схипхол), и мы видим два…

  • Стюардессы в белых платочках

    В английском ФБ-сообществе по Аэрофлоту выложили интересный снимок 1969 г.: две стюардессы с Ту-144, прилетевшего на авиасалон Ле-Бурже, стоят на…

promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →