Те иностранцы, что вооружены путеводителями, готовятся к этому моменту заранее – достают камеры, накручивают обьективы, прочищают от мусора флэшки. Те, что нет – смотрят на тех, кто вооружается, и тоже занимают наблюдательные места получше. Ну а средний российский человек предпочитает сейчас летать на самолетах и вместо путеводителей читает Донцову, а посему эти феерические красоты открываются для него крайне неожиданно, да и то, если он таки едет на транссибирском поезде, а не болтается на алюминиевой туше в облаках, униженно моля Господа о благополучной посадке в месте N.
Поэтому вся моя фотосессия Байкальского спуска – это не импровизация, а пулеметные фотоочереди в тщательно выверенных местах, с упреждением на скорость поезда. Увы, 200 снимков я вам показать не в состоянии, но пару десятков харАктерных – вполне.
* * *
Через 2 часа после Иркутска людям знающим можно увидеть такую картину: поезд, петляя меж сопок, стремится в очередную долину, однако там приоткрывается не зеленый ковер тайги новой ближней сопки, а голубые дальние горы. Это – не просто так; это значит, что мы всего лишь через минуту в первый раз увидим Байкал, пока еще на 750-метровой высоте над озером.
Видите едва различимые голубые 2-километровые горы на горизонте? Это – к Байкалу. Это – потому, что нет больше между нами и ним новых сопок.
Скоро, очень скоро...
И вот! Славное Море в первый раз показывается нам.
Мы еще на большой высоте над ним, но стремимся к нему, каждую секунду.
Поезд отворачивает от Байкала, на первую большую Петлю – Ангасольскую.
А внизу вы видите путь. И ма-а-аленький электровозик вылазит из леса. Видите?
Так вот, этот поезд с тем электровозиком – это именно тот поезд, что идет по нашему направлению и впереди нас. Минут через 10 мы окажемся на его месте.
5285 км Транссиба.
В основании петли – станция Ангасолка.
После неё – поворот снова к Байкалу. Но уже метров 150 высоты потеряем, на петле.
И вот, мы стремительно погружаемся вниз. А улавливающий тупик – он идет рядом с нами, левее – он прямо. Он – не погружается. Это – путь для тех, кто будет ехать без тормозов, дабы не парализовать Транссиб.
Ага, а теперь вид с того места, откуда выныривал малюсенький электровозик – наверх, на то место, где мы сняли кадр с ним. Теперь мы внизу, а за нами и в нашем направлении мчится грузовой поезд. Видите, наверху?
Снова петля, на всех парах к Байкалу. Резкий поворот вправо.
Платформа Темная Падь.
5290 км Транссиба.
Любители Кругобайкалки! Запомните это место. Именно отсюда идет тропа к ней, на станцию Ангасольская (149 км).
У-у-ух! И мы мчимся прямо в тоннель, изогнутый кишкой.
Тоннель все ближе и ближе, он стремительно глотает наш поезд, засасывая его в темноту.
Вот... вот скоро этот миг.
На секунду на портале показывается метростроевская буква М.
И все... полкилометра темноты. Мчимся в ней.
Только гулко стучат колеса и сердце.
Наградой за темноту тоннеля любознательным пассажирам становится гладь Байкала, которая показывается сразу после него. Она уже на 300 метров ближе к нам, чем в первое его явление. Но она еще высоко!
Вдали – город Слюдянка на берегу и в горе – таким инопланетным белым пятном – мраморный карьер.
Да-а-а, в этот раз Байкал ждал меня, после трех лет разлуки. Никакой дымки, и погода абсолютно идеальна!
А Транссиб все спускается ниже, и Байкал уже еще ближе!
Еще небольшая петелька...
...и вот мы видим внизу поселок Култук – старинный русский поселок, он старше Петербурга.
А у берега Байкала идет легендарная Кругобайкалка, по которой ходили все транссибирские поезда до 1956 года. Тот Транссиб видел дальневосточные дивизии, перебрасываемые на фронт под Москву осенью 1941-го – с востока на запад, и русские войска 1904-го, перебрасываемые в Маньчжурию с запада на восток, на Порт-Артур и Мукден.
Вон, где вагончики стоят.
Проезжаем магистральную автодорогу Чита – Иркутск (Москва – Владивосток). Видите, как она тут петляет? Не полихачишь особо!
Уходим на вторую глобальную петлю, Медлянскую.
Сейчас проежаем отросток Култука, но скоро поселок кончится.
И снова напротив нас – и много ниже – Транссиб. Через 10 минут мы там, внизу поедем, в обратном направлении.
5298 км Транссиба.
В основании этой петли – второй тоннель, Медлянский.
Выехав из тоннеля, мы видим те места, где ехали несколько минут назад. Виден также виадук автодороги Чита – Иркутск, проложенный над железкой.
Описываем ещё плавную петлю у подножия сопки, и мы – почти на уровне Байкала. Вот за полчаса мы и спустились больше чем на полкилометра...
И снова вернулись к Култуку – аккуратно его обьезжаем краешком..
В этот раз перед Слюдянкой я решил посмотреть не на байкальскую сторону, а на противоположную – горную. Вот такое небольшое озеро проезжаем, а вдали – Слюдянский мраморный карьер.
На озере растут какие-то редкие охраняемые растения.
5305 км Транссиба.
Замедляем ход – скоро Слюдянка.
Это место, где Кругобайкалка соединяется с Транссибом. Два моста – транссибовские, а самый левый – это путь, который с Кругобайкалки идёт.
Далее у нас будет Слюдянка с мраморным вокзалом и омуль, но уже не малосольный, а горячего копчения :)
Про это культовое у путешественников место поподробней можно почитать еще у моего коллеги Михаила Крайнова.
Продолжение следует
Ранее было:
Общее описание поездки, пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле – часть 1, часть 2.
Транссиб: 3. На Ярославском вокзале, 4. От Москвы до лесов костромских, 5. От Кирова до реки Камы , 6. Пермь Вторая, 7. Пересекаем Урал, 8. Екатеринбург и окрестности, 9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 10. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 11. Ночной Новосибирск, 12. Вступаем в Восточную Сибирь, 13. Красноярск и окрестности, 14. Красоты за Енисеем, 15. Сибирь от Уяра до Тайшета, 16. Иркутск и окрестности.
Journal information