Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Ж/д логистика в битве за Москву

Тут мне подогнали номера военных лет ведомственного журнала НКПС. Судя по штампам "на дом не выдавать", в те времена он был ДСП и по подписке не распространялся. Так вот, в мартовском номере за 1945 год обнаружил любопытнейшую статью директор-подполковника движения Колдомасова о военных сообщениях в период кризисов ВОВ - с целым ворохом подробностей, которые почему-то не были отражены даже в фундаментальных изданиях послевоенной эры по ж/д транспорту. Как снабжали фронты, как накапливали новые пополнения, как шли эшелоны и к каким оригинальным приёмам логистики они прибегали при этом.


Вот, например, сообщение с Москвой во время наивысшего продвижения немцев, ноябрь 1941. Схема очень "схематична", но из нее видно, что по факту на Москву осталось только три работающих направления - горьковское, казанское, рязанско-рузаевское. Ярославское не было перерезано, но не использовалось - т.к. Северный ход Транссиба был задействован на ленинградское направление. Савеловское направление немцы сумели "выключить" на месяц, взорвав капитальный мост у Дмитрова - так что оно тоже по факту не использовалось, хотя по конфигурации это удобнейшая рокада. С Тулой тоже не было сообщения, хотя формально по карте ж/д не была к ней перерезана - но она была рядом с линией фронта и подвергалась атакам авиации.



А теперь смотрите внимательнее на черные и полые линии, параллельные ж/д на схеме. Колдомасов пишет, что самый прямой путь от Куйбышева через Рязань на Москву, откуда шёл наибольший поток эшелонов, был и самым неудачным - там постоянно атаковала авиация и эшелоны тормозились, а иногда и горели. Так что делали управленцы НКПС? Они активно использовали рокаду Пенза - Рузаевка - Арзамас - Горький.

Схема была выработана довольно стройная и учитывающая риски. Эшелоны с техникой и военными, шедшие из Куйбышева по пензенскому ходу, отклоняли по рокаде северней, на рузаевский ход. Эшелоны с дивизиями с ДВ, идущие напрямую на Рузаевку (ибо пропускная способность была ограничена) - отклонялись по рокаде на Казанский ход. А вот возвратные эшелоны с порожними вагонами, выгруженные в пределах московской фронтовой зоны (как относительно более малоценные и при бомбежке ущерб был минимальный) - шли обратно на восток по рязанско-ряжскому ходу, таким образом не загружая оба более северных хода. Ход помечен полой линией. Причём для сбора всех порожних вагонов на одно ряжское направление использовалась малая рокада - нынешнее БМО.

Но самое интересное было с Горьковским ходом. Там с середины октября шёл большой поток эвакуации из Москвы, эти составы забивали станционные пути и не давали пропускать воинские эшелоны с Востока. Что в данной ситуации сделали движенцы НКПС? Они просто "закрыли" второй путь и воспретили по этому ходу движение на восток. Там, где было много эвакоэшелонов, их выставили на второй путь без движения. Или забили ими пути промежуточных станций. А путь на Москву был сделан безостановочным: от Горького и до выгрузочных станций в пределах столицы эшелоны на запад шли по "живому" регулированию, т.е. в пределах прямой видимости, один-за-одним.

Так достигалась наивысшая пропускная способность: не надо было регулировать движение на промежуточных станциях, встречного движения просто не было. Паровозы формировали в колонны и они шли группами со "своими" эшелонами в одном направлении, останавливаясь только на экипировку. И таким образом средний проход полноразмерного эшелона в 25-30-35 вагонов достигал гарантированных 500 км/сутки. Для того времени немаленькая цифра, а с учетом хаоса и пробок из-за встречного потока эвакуации и вообще большая.
Tags: Москва, Советский Союз, анализ, архив, военная история, железные дороги, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop.su апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments