Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Документ о катастрофе SSJ в Шереметьево

В блоге BMPD опубликован скан документа Росавиации по расследованию катастрофы SSJ-100 в Шереметьево, произошедшей 5 мая.
Я по поводу этой катастрофы не высказывался вообще - по той простой причине, что не владею информацией о нюансах управления самолётом и плохо понимаю закономерности полёта. Вот если бы ж/д крушение - там по картинке можно было бы хоть что-то прокомментировать. А тут - вообще непонятно, к авиации я не очень близок. Поэтому предпочёл дождаться итогов - при этом не вбросов от заинтересованных акторов (а/к Аэрофлот, аэропорт Шереметьево, пилоты, конструкторы SSJ и др.), а именно документа от нейтральной организации.


Что из него следует?


Во-первых, то, что самолёт приложился к полосе трижды, причём дважды с огромной силой - между 5g и 6g. Это примерно как посадка палубного истребителя на авианосец - и даже немного больше. При этом SSJ выдержал аж два касания на скорости около 300 км/ч (без разрушений!) и только на ТРЕТИЙ раз задняя часть планера конструкционно стала разрушаться. Уже это одно говорит о серьезном запасе ресурса самолёта и его вполне надёжной конструкции. В связи с этим совершенно непонятна злобная реакция сетевых леммингов на собственно "Суперджет" - к нему-то как раз претензий нет. Выдержать ТАКОЕ - это не каждый самолёт сможет.

Во-вторых, документ чётко и рельефно показывает то, что пилоты современных лайнеров постепенно превратились в операторов бортовой ЭВМ и ручным пилотированием при переходе на него владеют плохо. Я даже не знаю, насколько серьёзно там у них ведется тренажёрная подготовка, но сам факт того, что пилоты в ручном режиме растерялись и даже не выпустили интерцепторы (обязательная процедура при посадке) - он о многом говорит. Да, получается, что тёплые ламповые времена асов гражданской авиации типа покойного Ершова прошли и их потомки уже не могут пилотировать лайнер с таким же искусством, как то поколение. Они просто обслуживают бортовую ЭВМ. Более того, я сплошь и рядом читаю, что и сами авиакомпании жестко следят за тем, чтобы применялся "максимальный уровень автоматизации". Так это или не так в реальности - ХЗ, но об этом много пишут. Кстати, и одиссея новейших боинговских 737MAX с двумя недавними катастрофами говорит о том же - автоматизация замещает пилота, и они не знают, что делать в случае экстремальной ситуации.

В-третьих, и уже не в связи с документом, в момент события я был крайне удивлён поведением многих коллег в своей фб-ленте. Люди, которые сидят в сети сутками и вроде бы должны понимать закономерности медиапространства - вели себя как детсадовские приготовишки и немедленно велись на самые разные вбросы. Т.е. были легко манипулируемы, как настоящие канонические "хомячки" в стаде. Особенно сильно это проявилось в реакции на видео тех, кто выжил. Увидели одно видео - стали дружно и слаженно хуесосить какого-то толстого пакса, которому посчастливилось выжить и покинуть этот ад. Ребята, самолёт приложился как на авианосец аж трижды, люди внутри пережили не просто стресс, а панику, они видели за иллюминаторами бушующий пожар. Вот вы сами себя в этот момент будете чётко контролировать или не очень? Неизвестно ещё, что вы в такой обстановке рефлекторно сделаете. Может, обосрётесь в штаны и разобьете иллюминатор, а может, будете выламывать створки багажного отсека, не отдавая себе отчёт в содеянном. А так-то да. Легко сидеть за компом с кофе и комфортно гадить буквами на неизвестных пострадавших. Тем более последующие сведения прояснили ситуацию - те, кто сидел сзади, они даже кресла не успели покинуть и были отравлены продуктами сгорания пластика. Выжили из "задних" только те, кто ломанулся в момент касания вперёд по проходу.

В этой связи я сразу вспомнил свой единственный в жизни экстремальный полёт. 30 июня 1991 г. я летел из Петропавловска-К. в Москву на Ил-62, и где-то за пару часов до посадки, перед Нарьян-Маром, самолёт попал в грозовой фронт и нас не просто зашвыряло, но мы ещё и стали падать - так быстро, что в животе стало пусто. Т.е. я сидел у иллюминатора и видел быстрое приближение к нам нижнего облачного фронта. Вот тогда я первый и единственный раз в жизни видел нарастание в салоне паники и белых от страха стюардесс, которые заталкивали людей обратно на кресла - некоторых и с силой. Да и сам тоже пережил 15 неприятных минут и состояние липкого, цепенящего страха, парализующего энергию. Потом наш самолёт лётчики выровняли - примерно где-то у нижнего фронта, мы развернулись и покинули эту зону, а потом и снова поднялись на эшелон. Наверное, те пилоты советской эры отлично владели ручным управлением. Но этот случай у меня надолго вызвал аэрофобию, и только года с 2007-го я начал снова летать без сильного страха и стресса. Так что я бы не торопился осуждать тех, кто выжил. Неизвестно, как вы себя поведете, "знатоки".

Ну а то, что нынешние пилоты превратились в операторов ЭВМ - это, наверное, общая и системная проблема. Как её решать, я не знаю. Авиаторам видней. Факт тот, что при лишении "автоматизации" пилоты оказываются плохо подготовленными к ручному пилотированию. Увы.

И конечно, совсем уж недостойно поливать грязью один из немногих успешных постсоветских технологических проектов - этот самый SSJ-100. По материалам расследования как раз отлично видно, что самолёт вполне нормальный, с запасом прочности и выдерживает очень серьёзные ошибки пилотов. Другое дело, что у него страдает организация сервиса в мировом масштабе, что осложняет его эксплуатацию в сторонних а/к. Масштаб распространения самолёта не тот, чтобы организовать столь же разветвленную и быструю систему замен запчастей, как у мировых грандов типа арбуза или бобика. Но это совсем иная проблема, она не имеет отношения к конструкции самолёта.
Tags: Москва, авиа, крушения, напёрсток, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “авиа” Tag

  • Стая Ту-104 ранним утром

    Минутка транспортного искусства. Мюд Мечев "Аэропорт ранним утром. Домодедово" (1969)

  • Ту-4 на плакатах

    В истории советской авиации был очень краткий период, когда символом воздушной мощи изображался самолёт Ту-4 (клон B-29), стоявший на вооружений.…

  • Кот Виктор и "Аэрофлот"

    Что касается пресловутого аэрофлотовского толстого котика Виктора, то ситуация хорошо описывается ленинской фразой "Формально правильно, а по…

  • Плоские тарифы-2020

    Плоские тарифы на Дальний Восток "Аэрофлот" таки восстановил - видимо, после закулисного торга с государственными органами. Однако цена тарифа…

  • И ещё немного о скорости прогресса

    Снимок из эпохи быстрого прогресса, который сейчас кажется феноменальным. Судите сами - это 1970 год (голландский аэропорт Схипхол), и мы видим два…

  • Рыночек отрегулирует

    Хитромудрая попытка вывести часть плацкарта из-под госрегулирования тарифов: ФАС предлагает вывести из-под этого закона плацкарт на линии Мск -…

promo periskop.su апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 401 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →