Есть "пограничная картина" и у классика транспортной живописи Георгия Нисского, известного нам по картинам паровозов и самолётов. Причем крайне интересный сюжет - "Задержание японской шхуны в советских водах" (1937).
Люди просто не знают и даже я, живя долгое время на Камчатке в советские времена, не знал про то, что японцы до войны хозяйничали в камчатских водах бесцеремонно и хищнически. Как-то про это практически не упоминали нигде, и даже если вы зайдете в местный краеведческий музей в П-К, то вы ничего не найдете про это. Их портопункты стояли на полуострове, подданные микадо были неподсудны советскому суду и властям, а шхуны ловили красную рыбу и морепродукты прямо у берегов Камчатки. Более того, японцы нагло перегораживали дрифтерными сетями устье реки Камчатки и собирали улов лосося десятками тысяч тонн! В 1920-е крайне слабый на востоке СССР заключил с имперской Японией Конвенцию о рыболовстве, но и её частники-японцы нарушали самым бесцеремонным образом. И до 1933 года они делали в советских водах буквально всё, что хотели. И вот, когда власть Советов начала укрепляться материально, туда отправили первые пограничные корабли. Которые и начали ловить частников-японцев (большие флотилии в зонах Конвенции, конечно, не смели задерживать), не плативших никаких пошлин и сборово - что стало причиной многочисленных скандалов и протестов, начиная года с 1935-36-го. Вот, на картине как раз и изображён такой сюжет.
PS. А я про это положение совершенно случайно узнал в конце школы, из какой-то крайне интересной детской книжки. Которая и описывала "подвиги" японцев и героическую работу советских пограничников в те времена перед войной. (вот тут мне подсказали: "Приключения катера Смелый")
Journal information