Давайте немного побродим по тем местам и ощутим эту атмосферу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1784527/1784527_original.jpg)
2. Если ехать от Якутска на север, то после аэропорта и поворота на паромную переправу надо свернуть направо, к Лене.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1784576/1784576_original.jpg)
Карта 1. Вот наш путь. Цифра 1 - Нижний Бестях, 2 - Якутский речной вокзал, 3 - поселок Жатай, 4 - затон-склад старых судов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1795116/1795116_original.jpg)
3. Едем по проселочной дороге по середине длинного полуострова, закрывающего затон от Большой Лены.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1784986/1784986_original.jpg)
4. Вскоре вдали показывается стапель, а вблизи начинают попадаться остовы старых судов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1785206/1785206_original.jpg)
5. Рубка среди зарослей деревьев.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1785497/1785497_original.jpg)
6. А вот и первый большой судовой "скелет" на пути.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1785632/1785632_original.jpg)
7. Тут несколько судов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1786008/1786008_original.jpg)
8. Верхняя обшивка частично уцелела, можно даже походить по остову.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1786116/1786116_original.jpg)
9. Едем дальше. Теперь мы уже напротив стапеля 1963 года (реконструирован в начале 2000-х).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1786408/1786408_original.jpg)
10. Когда-то он работал в полную силу, но сейчас особых темпов строительства не наблюдается. Что-то там всё же стоит, достраивается.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1786858/1786858_original.jpg)
11. Дорога посередине узкого "языка", ширина его примерно 500 м. Здесь есть даже небольшой посёлочек, какие-то строения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1786909/1786909_original.jpg)
12. "Северное сияние-3". Очевидно, что-то арктическое.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1787318/1787318_original.jpg)
13. Дальше вдоль стенки пришвартовано довольно много судов, фарватер длинный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1787451/1787451_original.jpg)
14. Какие-то конструкции, возможно недострой ещё одного стапеля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1787775/1787775_original.jpg)
15. Теперь отворачиваем правее, и начинается кладбище списанных судов - останки советского ленского флота.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1788042/1788042_original.jpg)
16. Суда выброшены на берег в самых неожиданных местах. Они со всех сторон, самые разные проекты :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1788209/1788209_original.jpg)
17. "Ольхон".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1788572/1788572_original.jpg)
18. Вот колоритное судно с трубой под советским флагом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1788789/1788789_original.jpg)
19. ...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1788987/1788987_original.jpg)
20. Сколько лет оно тут покоится, даже не знаю. Но наверное, лет 20-25 точно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1789386/1789386_original.jpg)
21. Можно туда и залезть.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1789711/1789711_original.jpg)
22. ...
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1789689/1789689_original.jpg)
23. Вода в Лене сейчас аномально низкая, и благодаря этому обстоятельству дно обнажилось и даже частично высохло, так что можно ходить в тех местах, где обычно стоит вода.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1790138/1790138_original.jpg)
24. Атмосферно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1790423/1790423_original.jpg)
25. Даже очень!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1790614/1790614_original.jpg)
26. А здесь вода стояла совсем недавно, и почва ещё сырая, и несколько даже некомфортно проваливается под ногами, как на болоте.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1791137/1791137_original.jpg)
27. Сурово.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1790964/1790964_original.jpg)
28. Суда в масштабе с автором.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1791275/1791275_original.jpg)
29. Идём к остатку залива.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1791515/1791515_original.jpg)
30. Граффити на заднем плане расписывали какие-то мастера из Питера. Но сейчас именно это судно утилизируется помаленьку, от него отрезают куски корпусного металла.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1792099/1792099_original.jpg)
31. Залив на месте кладбища кораблей сузился до небольшого полукруга.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1791898/1791898_original.jpg)
Карта 2. Хотя вообще, всё это место в основном было покрыто водой, в нормальную воду.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1794861/1794861_original.jpg)
32. Идём дальше. Какая-то часть судов уже утилизируется.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1792294/1792294_original.jpg)
33. Попалось до боли знакомое имя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1792527/1792527_original.jpg)
34. Да, судно "Камчатка"! Интересно, где оно ходило в годы своей эксплуатации?
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1792830/1792830_original.jpg)
35. Едем по дороге вдоль "языка" ещё дальше к мысу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1793161/1793161_original.jpg)
36. Периодически попадаются всё новые и новые остовы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1793486/1793486_original.jpg)
37. Вышли, посмотрели. Видимо, буксир для барж.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1793562/1793562_original.jpg)
38. А на горизонте на высоком левом берегу уже видны многоэтажки судоремонтного Жатая.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1793864/1793864_original.jpg)
39. Да, сильно высохла Лена.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1794139/1794139_original.jpg)
40. Жатай поближе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1794375/1794375_original.jpg)
41. Длинный узкий извилистый фарватер тянется ещё какое-то время, до выхода на акваторию Большой Лены.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/1794647/1794647_original.jpg)
PS. Сейчас Жатайскую судоверфь по идее ждет большая реконструкция:
[...] 3 июля 2018 года на заседании Совета безопасности в Петропавловске-Камчатском был рассмотрен вопрос о реновации Жатайского судоремонтного предприятия в Республике Саха в полноценную судоверфь. Целью проекта должно было стать обновление устаревшего речного флота Якутии и Ленского бассейна. Помимо судов для речных грузоперевозок верфь планируется сделать производителем флота для грузоперевозок в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе — через Северный морской путь. Годовая производственная мощность Жатайской судоверфи планируется достаточной для производства 10 речных судов, модернизация 6 судов, утилизация списанных 2 судов, а также ремонта и межнавигационного обслуживания судов.
[...] Как анонсировал в начале апреля 2019 года первый заместитель правительства Якутии Алексей Колодезников, строительство Жатайской судоверфи будет реализовываться в два этапа. На первом этапе будут построены судостроительный и утилизационный комплексы, на его реализацию отведён 2019 год. Второй предусматривает реконструкцию и расширение мощностей Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и планируется до 2021 года.
26 апреля 2019 года была забита первая свая на строительстве судоверфи. В торжественном мероприятии приняли участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и глава Республики Якутия Айсен Николаев.
(отседова)
Тем не менее, несмотря на бодрые намерения, пока дело движется туго, первоначальные сроки уже не выдержаны.
Ну, посмотрим.
Journal information