Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:
  • Mood:

Якутск: колорит и характер города

Ранее я немного показал ту часть Якутска, куда прибыл с поезда переправой через Лену - т.е. окрестности Речного вокзала. А теперь стоит рассказать и о самом городе - о его особенностях, общей атмосфере и уникальных признаках. Якутск встретил меня летним теплом в +18-20 градусов, но сентябрь уже чувствовался в желтой листве и опавших листьях - которых ещё не было на Балтике, когда я уезжал. Сразу оговорюсь, что для показа городской жизни я не выбирал нарочито парадные ракурсы, с одной стороны, и не старался специально выискать какой-то негатив, с другой. Все кадры сняты по пути - то, что цепляло взгляд или казалось типичным, или забавным, или интересным.
Итак, поехали! Начнем с географии города.



2. Если мы взглянем на общую карту, то там Якутск показан прямо на реке Лене. Но это не так - сам город отстоит довольно далеко от Лены и её проток. Почему, тоже понятно - большие разливы и сезонные колебания воды. По факту, город с Леной соприкасается Городской протокой у Речпорта, и всё. Отдалённость большой реки от города частично компенсируется многочисленными озерцами и глухими протоками в черте города. Вот посмотрите кусочек города, снятый мною на взлете.


3. А это маленькое озерцо Талое прямо в центре города.


4. Сильно вытянутое озеро Теплое, пересекаемое целой серией маленьких вантовых мостиков (пешеходных).


5. Причём даже эти узенькие озёра сильно оживляют городской пейзаж и придают ему индивидуальность. Вдали справа виден комплекс Якутского Госуниверситета, а ныне СВФУ (Северо-Восточного федерального университета). Он развернут фасадом как раз к озеру.


6. Комплекс ЯГУ (1956-57) не успели затронуть хрущёвские "ликвидации излишеств" - столичные веяния сюда дошли позже, поэтому выглядит он торжественно и монументально. Причём видно, насколько выше был при СССР статус у республики, по сравнению с рядовым облцентром на Дальнем Востоке: ведь тогда в Якутске жило всего лишь 63 тыс. чел. (!). Думаю, такой комплекс для облцентра стали бы строить только в районе полумиллиона населения.


7. По своей топологии основная часть Якутска нанизана на три транзитных параллельных оси, идущих с северо-востока на юго-запад: это улицы Ленина (самый центр), Пояркова и Лермонтова. Со стороны Лены (с востока) город замыкает улица Чернышевского - Хабарова, за которой уже простираются низменные заливные луга ленской поймы. Вот первая ось, ул. Ленина, на ней находятся главные правительственные здания и центральная площадь.


8. А это основная транзитная магистраль - ул. Лермонтова, которая как бы "обтекает" город с запада. Обратите внимание на высотность - здесь тоже начали ею всерьёз увлекаться.


9. Восточнее центральной площади для туристов построен новодельный "Старый Город", включающий деревянные здания, макет Острога и различные памятники и инсталляции. Насколько я понял, его соорудили уже в путинское время. На фото - Якутский острог. Единственная подлинная башня острога, как мне сказали на месте, сгорела в 2003 году, а это уже новодел. Здесь же - рестораны национальной кухни, кафе, антикварные лавки.


10. Рядом со "Старым Городом" - старый Преображенский Собор, которому уже почти 180 лет (1843). Думаю, это одно из самых старых сооружений города, с таким-то почтенным для Д.В. возрастом.


11. Кратко пройдёмся по правительственным зданиям республики. На мой взгляд, они сравнительно скромны. Во многих сибирских городах гораздо более шикарные администрации. Вот, например, это - Дом Правительства №2, бывший Якутский обком КПСС. Отсюда, между прочим, управляется гигантская территория площадью более 3 млн. кв. км (!!!). Это больше, чем площадь Аргентины и сопоставимо со всей Индией. Правда, в Индии живёт за миллиард человек, а тут - примерно в 1200 раз меньше. Вообще, республика Саха-Якутия - самая большая административно-территориальная единица на планете, и единственная в России, где аж 3 часовых пояса.


12. Офис "алмазной" АЛРОСы, напротив. Хотя сейчас, конечно, основные дивизионы компании, наверное, находятся в Москве. А тут уже номинально.


13. Городская администрация, тоже на ул. Ленина.


14. И якутский парламент - Ил Тумэн. Очень скромно.


15. В Якутске сразу же привлекает внимание то, что почти все дома стоят на сваях. Вечная мерзлота. Где-то это видно сразу.


16. А где-то надо просто приглядеться. Поддомное пространство обычно загорожено сеткой для безопасности, хотя и не везде. Якутск газифицирован - газ идёт централизованно откуда-то с Вилюя.


17. Коммуникации же вынесены наружу – опять же из-за климата и вечной мерзлоты.


18. Вот район новой застройки, около СВФУ. Все равно трубы наружу, хотя и портит вид.


19. Надо отметить, что здесь все дороже, чем на Большой Земле. Моя оценка - примерно 140% от Питера. Но якутяне мне говорили, что коммуналка дороже где-то вдвое. В общем, жизнь здесь заметно дороже. Несмотря на климат, тут есть и якутские товары - молочка например, мясо, кондитерка. Еще интересный момент - здесь нет больших торговых сетей, таких, к которым мы привыкли почти во всей России, то есть «Пятерочка», «Магнит», «Копейка», «Дикси». Но вот поесть в столице Якутии турист может вполне нормально. Причем общепит по приемлемой цене — я ожидал, что будет более дорого.


20. Короли якутского городского транспорта - вот такие ПАЗики. Их много маршрутов, цена 28 (наличкой) /25 (по карте) руб. Расписания толком нет, ходят хаотически. Трамваев и троллейбусов нет, несмотря на 300-тысячное население.


21. Правда, бегают и большие автобусы на газу, но немного.


22. Ещё здесь есть такое специфическое явление, как "Тёплые остановки". Строятся они из-за зимних морозов в -50. Двойные двери и стекла, обогрев внутри. Обычно есть и мини-магазинчик.


23. Вот так там внутри.


24. Паркуются в городе неаккуратно, как придётся. В этом смысле порядка тут мало - как и в других дальневосточных городах. Здесь в порядке вещей заехать джипом на газон, занять место прямо у подъезда, приткнуться в кусты машиной, куда-то карабкаться по склону и так далее.


Также я обратил внимание на довольно высокую загазованность улиц. С чем это связано? Возможно, с топографией: город расположен в такой замкнутой низине. Я в разных северных восточных городах бывал, в том числе в областных центрах: в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, в Чите, Улан-Удэ и Благовещенске, но в Якутске загазованность явственно ощущается. Ещё может быть, что тут не очень строго техосмотр поставлен, и бегают машины с плохими глушителями.

25. Рекламой город загажен сильно и бессистемно, даже и в самом центре. Явно видно отсутствие жёсткой регулирующей руки.


26. Много ломбардов и микрозаймов.


27. Любимое рекламное слово - "алмазы ..." и производные от него.


28. Ещё очень бросается в глаза относительная новизна города. Как мне сказали, старый Якутск был деревянным и центр тоже был застроен деревом. Примерно с конца 1990-х и по настоящее время - где-то за 20 путинских лет - снесено колоссальное количество старого фонда, в основном барачного. Но кое-где рудименты старого всё же попадаются. Вот, например, на ул. Лермонтова. А сзади вовсю идёт стройка.


29. Где-то старое прямо рядом соседствует с новым.


30. Есть и относительно возрастные каменные старинные постройки, в центре. Хотя их и немного. Кое-где старое сгоревшее здание конца XIX в. заменяют точно таким же новоделом - как это здание Академии Наук Якутии.


31. Это уже сталианс, Русский драмтеатр.


32. Ещё довольно милый сталианс с округлым фасадом. Правда, не знаю, что это.


33. К чести Якутска, в самом его центре сохранили старый советский кинотеатр, вместе с оригинальным оформлением. Разительное отличие от Петропавловска, где недавно всё-таки снесли "Камчатку". Кинотеатр "Лена" – ещё один, который уцелел, он дальше.


Но всё же современное лицо Якутска определяет новая постсоветская застройка. Примерно 3/4 из которой - т.е. "туркострой", т.е. безвкусные хаотичные строения без какой-либо попытки соблюдать стиль или ансамбль. Давайте посмотрим немного примеров.

34. Вот академический Саха Якутский театр им. Ойунского (2000). Этот ещё ничего так смотрится, модернистское здание с ломаными объёмами.


35. А если это торговля или какой-нибудь гос. офис - всё, будет только "туркострой". Причём признаком крутости считается тут цветное остекление.


36. Какой-то офис с южнокорейским уклоном.


37. Этот модернизм возле Крестьянского рынка на Лермонтова.


38. Попытка поиграть в функционализм, с северной цветностью.


39. Тихий ужас.


40. Ну, с Пенсионного фонда вообще спроса нет. Вкус на нуле.


41. Правда, новая жилая застройка есть вполне приличная, аккуратная и приятная. Вот, например. Не всё так безвкусно и плохо, как у госучреждений)


42. Немного визуальных наблюдений по итогам 4 дней пребывания. В городе Якутске, на глаз, 65% якутов, 30% русских, 5% кавказцев. Якутский язык широко в ходу и постоянно слышен вокруг. Он не мёртвый, а активно используемый. Магазинные вывески кое-где двуязычны, но это не строгая норма.


43. Что касается автопарка, то легковой парк – примерно 60% праворулек, 40% леворулек. Из леворулек много УАЗиков-буханок.


44. Яркая особенность Якутска – огромное количество цветов в центре; и не только там, но и в жилых микрорайонах.


45. Есть даже огромные цветочные кубы на площадях.


46. Подозреваю, что существует какая-то специальная программа оцветочивания города в конце весны, и расцветочивания с первыми заморозками.


47. Памятник землепроходцу Семену Дежневу и его якутской жене - красавице Абакаяде.


Немного личных наблюдений, относительно смешанных браков. Сперва я почти не видел их, но на третий день стал замечать - и чем дальше, тем больше. Смешанные дети называются "сахаляры". Причём очень интересная деталь, хотя и не очень политкорректная - дети от якутской жены и русского мужа очень красивые, прямо картинки. А вот если наоборот - якут и русская жена, там черты лица у детей заметно грубее. Почему так, не знаю.

Народ в городе вполне дружелюбный, неагрессивный и я бы сказал, заметно приветливее, чем в более южном Улан-Удэ, тоже столице республики. Возможно, влияет северный менталитет.

PS. Ещё мы не посмотрели нац. кухню и контрасты города. Это - в следующей части.

Продолжение следует
Tags: Якутск, Якутский тепловоз, авто, анализ, архитектура, инфраструктура, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “Якутск” Tag

  • Ж/д стройки и проекты постсоветской России (видео)

    Новый ролик про ж/д вышел на канале "Тактик-Медиа". * * * После падения СССР на целое десятилетие приостановились все значимые стройки железных…

  • Ленский мост решили строить концессионно

    Изучил ситуацию с подвижкой в деле строительства Ленского моста. Во-первых, решили строить концессионно, по сложной схеме. Это потому, что от всех…

  • Подвижки в проекте Ленского моста

    В свежем "Коммерсанте" написали про подвижки в деле проекта Ленского моста, на высшем уровне: [...] 9 ноября Владимир Путин фактически утвердил…

  • Транспортные войны на реке Лене

    Вот, прислали из Якутска: какие транспортные войны творятся на Лене после ледостава. Это как раз к моему посту про Ленский мост, из цикла "…

  • Аэропорт и посёлок Маган

    В завершение якутской серии - небольшие зарисовки из пригородного посёлка Маган, который находится в 25 км к северо-западу от столицы республики.…

  • Ленский мост: нужен ли он стране?

    Когда я рассказывал о пуске пассажирского сообщения на АЯМе, отдельным постом шёл обзор сервиса "Переправа" через реку Лену. То есть, поезд…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 264 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Якутск” Tag

  • Ж/д стройки и проекты постсоветской России (видео)

    Новый ролик про ж/д вышел на канале "Тактик-Медиа". * * * После падения СССР на целое десятилетие приостановились все значимые стройки железных…

  • Ленский мост решили строить концессионно

    Изучил ситуацию с подвижкой в деле строительства Ленского моста. Во-первых, решили строить концессионно, по сложной схеме. Это потому, что от всех…

  • Подвижки в проекте Ленского моста

    В свежем "Коммерсанте" написали про подвижки в деле проекта Ленского моста, на высшем уровне: [...] 9 ноября Владимир Путин фактически утвердил…

  • Транспортные войны на реке Лене

    Вот, прислали из Якутска: какие транспортные войны творятся на Лене после ледостава. Это как раз к моему посту про Ленский мост, из цикла "…

  • Аэропорт и посёлок Маган

    В завершение якутской серии - небольшие зарисовки из пригородного посёлка Маган, который находится в 25 км к северо-западу от столицы республики.…

  • Ленский мост: нужен ли он стране?

    Когда я рассказывал о пуске пассажирского сообщения на АЯМе, отдельным постом шёл обзор сервиса "Переправа" через реку Лену. То есть, поезд…