Советский эпос "Освобождение" я вспомнил не просто так - а потому что "Мидуэй" создан явно по канонам военного эпоса, национальной легенды, коей была и озеровская эпопея. Уже с пятой минуты фильма я нисколько не сомневался, что тень Юрия Озерова восстала из потустороннего мира и невидимо направляла замыслы американских творцов - всё было так удивительно похоже! Типажи - типично советские. Там есть американский Чкалов - безбашенный лётчик-герой, рвущийся в бой и нарушаюший текущие уставы ради подготовки к сражениям (лейтенант Бест). Есть и свой Кожедуб, мастер маневра - командир авиагруппы Макласки. Есть американский генерал Чуйков - боевой суровый адмирал Холси ("Бык") в нарочито засаленной флотской форме, грубиян и работяга войны. Есть даже некая помесь маршалов Жукова и Василевского (ближе к Василевскому, наверное) - главнокомандующий ТОФ адмирал Нимиц, мудрый и расчётливый, бросающий войска в сражении на нужном направлении. Имеются в фильме и свои Штирлицы (точней, дешифровальные анти-Штирлицы) - умные аналитики, которых сперва не слушают; а потом внимают им - несмотря на то, что они ходят в домашних тапочках на службе.
Словом, все компоненты военного эпоса с налетом легенды налицо.
Чего в "Мидуэе" мало: а) любовных асисяев и непрофильных отвлечений, б) интеллигентских рефлексий, в) уничижения противника. Противник (японцы) в фильме показан подчеркнуто уважительно, просто в амплуа стратегических неудачников. Более того, даже посвящение в конце фильма написано примерно так: "...посвящается памяти американских и японских солдат и офицеров, павших в войне". Конечно, немцев в советском фильме так показать было бы невозможно - всё же японцы не разоряли тотально американские штаты и не убили десяток миллионов мирных американцев, угнав их в свои концлагеря. Но всё остальное - практически по советскому канону. И даже эпизод с ремонтом авианосца "Йорктаун" показан типично в сталинско-стахановском ключе: офицер на верфи говорит адмиралу Нимицу, что на ремонт нужно ещё 2-3 недели, а Нимиц (как эрзац-Жуков), сурово приказывает закончить ремонт корабля за три дня и никаких возражений! И да, превозмогая трудности, авианосец выводят в море через три дня. "Любой ценой" (с)
В эпосе есть и компоненты, не обусловленные общим сюжетом: например, взлет с палубы авианосца рейдовых самолётов Дулиттла, за полтора месяца до Мидуэя. Показано тоже в стиле эпопеи, очень возвышенно - ведь это важная часть национальной легенды и память о ней надо поддерживать. Само сражение при Мидуэе показано пунктирно и с упором на стрелялки: много-много бомб, разрывов от зениток, самолётов и кораблей. Самолёты атакуют и падают, корабли красиво взрываются. Есть неудачи и гибель, и даже подвиги по канону Зои Космодемьянской: на борту японского авианосца поднятый с моря американский стрелок просит сигарету у адмирала, а затем дерзко посылает врага в жопу. Его бросают за борт с якорем и топят. Есть даже американская подлодка в ордере японской эскадры, впрочем неудачливая. Кое-что компьютеризировано и эти кусочки в принципе опознаются, но вплетены в ткань повествования они вполне гладко. Авианосцы и прочие корабли смотрятся красиво и объёмно - спасибо новым технологиям.
В общем, налицо шестая серия "Освобождения" - только сугубо американская и про подвиги американских парней. Но каноны всё те же. Молодцы, чо. Мне вот интересно, а когда же у нас кончится полоса постсоветских михалковых и бондарчуков-младших и новые режиссеры наконец создадут нечто подобное озеровской эпопее, только без её ошибок, обусловленных идеологией того времени. Когда нашим творцам наконец зажмут пятак антисоветских рефлексий и побудят хоть кого-то сделать нормальный и уважительный военный эпос - благо у нас и материала на него раз в 10 больше, чем у американцев? И денег, вроде, тоже ведь много раздают. Только на выходе пока получается в основном шлак, за редкими исключениями.
А на фильм стоит идти, да. Снято добротно, хорошо, мощно. Настоящее эпическое полотно. Только не про нас.
Journal information