Билеты на «Таврию» были куплены задолго до паники с коронавирусом, и мы сумели уложиться с возвращением до наступления пика паники и прерывания сообщений. Впрочем, всё проведенное время в Крыму (13-21 марта) тревога от развития событий нарастала. Но об этом - в ходе рассказа. Поехали!
2. Итак, 11 марта 2020 года, путь на Московский вокзал. Прямой выход к поездам из метро "Пл. Восстания" закрыт уже стационарно, на заклиненных дверях повешены схемы обхода здания, в результате чего путь любого пассажира увеличился примерно втрое. "Забористан" на транспорте активно строится и развивается. Увы.
3. Традиционное фото площади Восстания на гостиницу Октябрьская и «Город-герой Ленинград». Как видите, все рекламы здесь уже демонтированы, осталась только надпись.
4. В световом зале Московского вокзала народу не то чтобы много, но довольно-таки прилично. Правда, не видно привычных толп китайцев и организованных групп, в результате чего в зале немного посвободнее, чем обычно.
5. Поскольку «Таврия» ходит уже два с половиной месяца, специальную будочку внутри вокзала, поставленную к её запуску, уже убрали и перенесли в музей на Балтийском вокзале. Но целых два месяца она там стояла, радуя глаз проходящего пассажира своей необычностью. Вот, я успел её снять 30 декабря 2019-го.
6. Наш поезд в общем расписании. Поезда ходят ещё полноценно, общая вирусная тревога пока не началась. До неё – 3-4 дня, но мы это застанем уже в Крыму.
7. А вот и наш поезд Петербург - Севастополь №7. Его традиционно ставят на самый почётный путь, куда ставят и «Красную стрелу» – ближе всего к выходу.
8. Мы взяли билеты в тринадцатый вагон. Он в поезде последний. Почему сюда? Расчёт на то, что вид на Крымский мост будет именно отсюда, так как этот поезд трижды (!) меняет направление. Забегая вперёд, скажу, что наши раскладки в итоге оправдались, но пришлось побегать с объяснениями и согласованиями – доступ на хвостовую площадку оказался непростым квестом в этом поезде.
9. Табличек у поезда нет, как и у РЖД, а в первом от рабочего тамбура окне – световое табло. Этот поезд, если кто не в курсе - оператора "Гранд-Экспресс", и к РЖД он отношения не имеет.
10. Вагоны в поезде практически все новые: нам, в частности, достался вагон 2019 года.
11. Заходим в вагон - он почти полупустой. За время посадки в Петербурге в него село человек 12-14, не больше. То есть где-то четверть вместимости.
12. На соседний путь пришёл «Сапсан». На столе в нашем отсеке – круглые вдавленности для кружек и бутылок.
13. Вагон, несмотря на свою новизну и технологичность, оснащён, к счастью, обычным классическим титаном, а не новомодными пурифайерами. Рядом – стоечка для продажи всякой дорожной снеди под стеклом.
14. Коронавирус тоже присутствует: большое объявление наклеено на двери служебного купе. Таблички изготавливались, видимо, месяц назад, когда эпидемия бушевала в Азии, поэтому внизу красная надпись: «Воздержаться от поездок в КНР и страны Юго-Восточной Азии», и всё это – аж с тремя восклицательными знаками. Конечно, никто не мог предположить, что к моменту нашей посадки в поезд эпидемия перекинется на Иран и Западную Европу и начнёт массированно выкашивать бедную Италию.
15. В 14.00 поезд мягко отходит от перрона Московского вокзала – в свой дальний путь на юг, длиной 2741 км. Пересекаем Обводный канал. Ехать нам предстоит 43 часа 25 минут.
16. Поскольку со всеми этими сборами и беготнёй перед поездкой мы оба не обедали, минут через 15 после отправления накрываем на стол, дабы подтвердить вывод И. Ильфа и Е. Петрова: «Пассажир всегда ест...».
17. flackelf
18. Тут мы углядели, что, оказывается, у поезда есть собственный магнитик – и сразу же его купили. Проводница нам принесла каталог товаров «Таврия-Маркет», который я принялся внимательно рассматривать. На обложке каталога – чай в подстаканнике с рельефом Крымского моста.
19. ...Каковой чай я после этого и заказал, получив в распоряжение на время дороги тот самый подстаканник с Крымским мостом. Правда, марку тепловоза я не сумел опознать, но зато было видно, что он тянет двухэтажный вагон. Ну что же, правило "Первого чая" соблюдено (45 руб. без сахара, 50 - с сахаром), можно расстилаться и переходить в дорожное состояние.
20. Проходим реку Волхов. Тут я предпринял первую попытку проникнуть для сьемки в хвостовой тамбур, однако это оказалось не очень просто - и сам поезд-то непростой. Проводник поначалу было открыл, но вскоре пришёл разбираться с ситуацией начальник поезда и снова закрыл тамбур. Я ему показал свои репортажи, публикации и прочее, дал визитку РГО, но хитрый начальник ничего не стал решать сразу и пошёл связываться с начальством. Правда, часа через 2 он вернулся и сказал, что всё согласовано - но "...не снимать пассажиров поезда, сопровождающий патруль и проводников". Ну ок. Тут мне косвенно помогло то, что ранее я пытался с "Гранд-Экспрессом" договориться и попробовать сделать блог-тур, но в итоге это не вышло и мы поехали на свои. Тем не менее, про меня там уже знали.
Главный ход Октябрьской дороги поезд проходит днем и вечером, пару раз тормозясь на технических стоянках в Малой Вишере и Редкино - пропускает парные "Сапсаны". Бологое проходим в 17.48, после него темнеет. Тверь - в 19.20, и вот там в наш вагон садится большая группа школьников с парой учителей, человек наверное 20 - после чего вагон заполняется примерно на 2/3. Становится оживлённо. Интересно, куда едет эта группа?
21. Примерно в половину одиннадцатого поезд входит в какой-то большой город. Остановки в нем нет, поэтому мы не знаем его названия. GPS не работает толком, Глонасс тоже. Два часа назад была Тверь, а через 2,5 часа будет Рязань-2. И вот между Тверью и Рязанью - эта весьма немаленькая агломерация. По размеру явно побольше Самары или Воронежа.
22. 23.20. Народ постепенно ложится спать. Проехали, наконец, этот непонятный город. Пробирались через него 45 минут. Какие-то соединительные ветки, стрелки, путейцы... В конце мелькнула большая загадочная платформа с надписью, у которой я успел разобрать только "..хино". Мухино? Птахино? Ляхино? Осталось загадкой. А сейчас пролетели станцию, у которой концовка на "..берцы". Что за Берцы такие?
Вскоре проявилось свойство новой техники - ненадёжность. Свет в вагоне на ночь по идее выключается до минимального - тут тоже, после 11 ночи проводница выключила. Однако примерно через 10 минут он сам, автоматом, вернулся на светлый режим. Ещё минут через 15 я устал ждал и пошёл к ней выяснять, что за херня. Она начала что-то смотреть в этой новомодной системе, тыкать руками в экран управления с тачскрином, и виновато этак мне говорит: "...я выключаю, а он почему-то потом возвращается на прежнее положение". В общем, ушёл - она свет убавила, но он заново включился.
23. В 2 часа ночи проходим станцию Рязань-2. Здесь сели ещё люди, и вагон заполнился на 80%.
24. Тут же я и увидел, что поезд этот особенный и он подвергается повышенному контролю в пути. Во-первых, у нашего хвостового вагона всё время стоял специальный человек, мониторя обстановку. То же самое было и в начале состава, у электровоза. А во-вторых, вдоль состава туда-сюда не спеша ходил патруль полиции. Ещё один человек осматривал колёсные пары, но это скорей всего планово.
25. Утро нас застало уже на подходе к Воронежу. Ночью поезд перевернул направление - в Мичуринске - так что мы ехали "назад". На фото - линия, уходящая в Воронеж-Город. Но наш поезд туда не заходит, идёт по главному ростовскому ходу напрямую.
26. Места, связанные с "Сектором Газа". Здесь где-то недалеко те пролетарские районы, кладбище, где похоронен Юра Клинских, и авиазавод, где делали Ту-144.
27. Да, вот за деревьями главный цех авиазавода ВАСО. Легендарное место, где делали и Ту-144, и Ил-86, и Ил-96. А раньше - Ту-16 и Ил-28.
28. Наконец, периферийный вокзал Воронежа - Воронеж-Южный. Построили такую корпоративную избушку в сайдинге. Ну хоть есть башенка с часами, и то веселее. Здесь вышла эта большая группа школьников, которая села накануне вечером в Твери - ехали, как оказалось, на неотмененные соревнования.
29. По части устройства нашего вагона - поскольку он новый совсем, то у него схема 2 туалета в хвосте.
30. Собственно туалет чистый, нормальный. Тем не менее в пути один из них примерно на 6 часов вышел из строя, пока его не прочистили в Ростове. Причем это был не засор пассажирами - а что-то с водным контуром циркуляции, т.е. опять же "детские болезни" новых вагонов.
31. Дверь в пассажирский салон.
32. Спустя час - снова большая станция. Это Лиски, бывш. Георгиу-Деж при СССР.
33. Медленно проплываем вдоль пустого перрона, и лишь в одном месте проявились торговки рыбой.
34. Наш электровоз от Мичуринска - ЭП1М. По возрасту ему лет 12, но почему-то выглядит таким уже, "усталым".
35. Здесь, в Лисках, нас встречал товарищ из читателей блога, который узнал, что мы едем тестировать этот поезд. Передал нам целую сумку еды! Стоянка тут большая - аж 52 (!) минуты, так что успели поговорить и расспросить про местную жизнь.
36. Подгон был просто царский, спасибо товарищу. Горячий хлеб, который я просто отламывал и ел, как в детстве. Местная минералка для оценки и пробы, редисочка, местные же йогурты, майонез взамен закончившегося утром...
37. Как переехали Дон - решили устроить поздний сытный завтрак, или ранний обед.
38. Хорошо пошла горячая картошечка. Жаль, бабок с картошкой извели - теперь только на знакомства и надеяться :)
39. И особенно - сало! Закон "чем ближе к Неньке, тем вкусней сало" действует безотказно. Уж на что я человек, к салу равнодушный совершенно, но тут оказался не тот случай. Нарезали сперва немного, потом еще, а потом и дорезали. Практически сальный оргазм!
40. Следующая большая станция - Россошь, в полдень.
41. Стоянка тут 13 минут. На соседней платформе - питерско-адлерская 2-этажка.
42. Россошь, в общем-то, это финальная станция населенной зоны Воронежщины. Потом уже пойдут глухие места обхода Украины, и только через несколько часов мы снова войдём в густонаселенную цивилизацию, уже Ростовской области.
43. Поезд тут мониторился тоже внимательно, как и в Рязани ночью.
44. Вокзал Россоши (1871).
Дальше нас ждёт обход Украины, поход в вагон-ресторан и Ростов-папа. Но это - на следующую часть.
Продолжение следует.
Journal information