Так вот, погоны и новая форма РККА знаете с чего начинались? С того, что Главное интендантское управление всесильной Красной Армии разыскивало в 1942 г. бывшего владельца магазина погон и галунов гр. Дмитриева. Нашли его "в нетопленой квартире в Москве" и этот осколок империи охотно согласился быть консультантом, наведя их попутно на дмитровских артельных мастеров. После этого доложили вопрос Сталину (октябрь 1942).
Дальше - больше. Поиски концов привели посланцев ГИУ РККА в немалых чинах в село Непеино Дмитровского района, где до революции мастера специализировались на изготовлении шитья и погон.
"...В селе Непеино в артели им. 8 марта было найдено 2 старых жокардовых станка, которые были куплены у артели за 30 тыс. руб.".
"...Кроме того, на фронте разыскали уроженца Непеино ткача Фонарева"
Сталинские артели, да! Через них и решили вопрос. И тут я поневоле вспомнил главного ненавистника этих мелкобуржуазных образований kommari, который отрицал какую-либо положительную роль артелей в СССР. Там же, в Дмитрове, нашли и гражданина Марченко, который до революции сбывал материал в магазины, торгующие погонами. У него армейские интенданты тут же за 75 тыс.руб. наличкой купили бесценные на этот момент оставшиеся от царского времени запасы "волоки огневого золочения и серебрения".
Причём если производство офицерских погон передали на гос. фабрику (оно крупносерийное), то генеральские, адмиральские и маршальские погоны делала Очуднинская* артель Московской области, так как производство сложное и мелкосерийное. Получается, у артелей всегда была своя устойчивая ниша - там, где нужно было филигранное мастерство в небольших тиражах.
В общем, там не история - а просто песня! Ставлю сюда 6 первых страниц из этой главы мемуаров Хрулева, почитайте. Сюжет закручен более хитро, чем у пьес Горького или Островского. Можно хоть сейчас ставить остросюжетный фильм :)
* правильно - "Огудневская"
Journal information