Первый мост в этом месте был построен в 1975 году и фактически стал тогда началом "брежневской версии" Байкало-Амурской магистрали. С тех пор прошло 45 лет и движение на этом перегоне за предыдущие 14-15 лет заметно выросло, в связи с чем правительство решилось на долгосрочную программу расширения пропускной способности магистралей Восточного полигона движения. Вот в рамках этой программы и велось сооружение второго моста, который очень похож на первый, но имеет и серьёзные отличия. Наши предки оказались весьма предусмотрительны - во время строительства брежневского БАМа мостовые опоры на реке Лене делались с расчётом и на второй путь, в связи с чем их не пришлось строить заново. Однако масса поездов сильно выросла, и их всё равно пришлось дополнительно усиливать для пропуска "тяжеловесов" в 6500-7500 т и вагонов с увеличенной грузоподьемностью.
Давайте посмотрим с вами на оба этих моста.
2. Подходим к мостовому переходу со стороны ст. Лена-Восточная. Тут магистраль немного отходит в сторону от реки и делает плавную кривую для подьема на уровень моста.
3. Вид назад - там, в 1,5 км позади, находится предмостная станция Лена-Восточная, где группируются грузы для или из порта Осетрово и для транспортировки далее по БАМу.
4. Вид немного поближе, на фоне осенней листвы.
5. Идём к мостам - по новому второму пути с ж/б шпалами, где ещё нет регулярного движения. Старый БАМовский путь уложен пока "классикой" - пропитанными деревянными шпалами.
6. Указатель реки на подходе.
7. Вот мы уже совсем рядом. Вдали стоит уполномоченный инженер, которому надо будет показать пропуск для осмотра объекта. Действующий путь БАМа - справа.
8. Мост расположен на 737-м километре БАМа, а 736-й заканчивается аккурат у левого берега.
9. На этом фото - вид на оба моста со стороны левого берега. Слева - новый мост второго пути, справа - старый БАМовский 1975 года. По сути дела, этот вид - и есть самое начало "брежневского БАМа", ибо подходы к мосту уже были сооружены ранее. Далее на правом берегу Лены линия Байкало-Амурской магистрали поворачивает вправо, огибая высокую сопку и за ней уходит снова влево в дальний распадок, хорошо видимый на снимке, чтобы через 48 км достичь станции Звездный.
Авто фото с квадрика, любезно предоставивший его для блога Periskop - Максим Каширин.
10. Ну а мой снимок классический, с уровня человеческих глаз :)
Параметры второго Ленского моста:
Длина - 417 м
Высота над фарватером - 24 м
4 пролета общей массой 2000 т
11. А вот теперь видно важное отличие от старого моста - безбалластная технология пути: рельсо-шпальная решетка утоплена в бетонное основание, с необходимыми люфтами для расширения/сужения рельс, т.к. перепады температур тут достигают 80 град. (от -45 до +35).
12. Вид немного поближе, чтобы вы понимали, как именно рельсы закрепляются на бетонном основании без балласта.
13. Скрепления мостовых ферм - на болтах.
14. В этом месте внизу - фарватер, тут укреплены створные знаки и светофор для судов.
15. Вид на реку Лену вниз по течению - в сторону Киренска. По левому берегу вдоль реки на пару км идёт вспомогательная линия до нефтехранилища.
16. Рисунок фермных конструкций. Вообще, оба моста очень похожи по этому параметру.
17. Площадки ожидания, для тех работников ж/д, кого поезд застал на мосту.
18. Вот я и прошёл весь мост и вышел на правый берег. Смотрим назад - теперь новый мост справа, а старый брежневский - слева.
19. Небольшое оживление - в сторону Звездной прошёл электровоз резервом.
20. В междупутье сложены запасные бетонные конструкции для РШР, которые уже не понадобились при монтаже моста.
21. А теперь сходим на действующий бамовский мост.
22. Тут конструкция рельсо-шпальной решетки радикально отличается - шпалы деревянные.
23. И вообще, это фото пахнет креозотом :)
24. Видно, что конструкция пути - двухуровневая, рельсовый путь укреплен на более широком шпальном основании.
25. Вид на Лену вверх по течению - в сторону порта Осетрово и Усть-Кута.
26. Пока я шёл по мосту к середине, танкер приблизился.
27. Опять оживление: со стороны Лены-Восточной идёт служебный поезд под маневровым.
28. Бодро прошелестел мимо нас и унёсся на восток, к Звездной.
29. А вот вдруг вниз по Лене буксируют какую-то здоровенную штуковину. Может даже, для газопровода "Сила Сибири". Ну или не знаю, что это было вообще.
30. Вид на старый БАМовский мост 1975 года с правого берега.
31. На правом берегу у моста стоит избушка весьма элегантного вида.
32. Указатель реки на правом берегу.
33. Ладно, идём обратно, правый берег осмотрели. Оглянулся назад - а там по Лене вверх по течению пыхтит, старается теплоход. Танкер, вроде.
34. Зато впереди, как по заказу, по кривой на мост поднимается полноразмерный грузовой состав.
35. Да ещё и ведомый редкой экзотикой - ВЛ80ТК с измененной кабиной!
36. Состав оказался здоровенный, почти 80 вагонов, сзади шёл толкач - "тройник" 3ЭС5К.
37. Ещё один квадрокоптерный вид от Максима Каширина - со стороны нового моста. Лена в этот наш приезд была повышенного уровня и кое-что подтопила. Обычно она меньше.
38. Ну и совсем на десерт - карта-схема. Станция Лена - на западе, от нее до моста 16 км. А между ними - бесконечные причалы грузовых районов порта Осетрово, хранилища-склады "северного завоза" и длинная станция Лена-Восточная.
Карта-схема осенней поездки 2020 г. по БАМу и Транссибу
Продолжение следует.
Journal information