Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

III. Порт Осетрово - ворота "северного завоза" в Ленский бассейн

Порт Осетрово находится в маленьком городе Усть-Кут на р. Лене и продолжительное время был крупнейшим речным портом СССР и постсоветской России. Так было потому, что этот порт был своеобразным общесоюзным центром внутреннего "северного завоза", обеспечивая снабжение гигантского бассейна Лены с притоками (Витим, Алдан, Олекма и др.). Со строительством АЯМа и продлением линии до Нижнего Бестяха его роль относительно упала, но тем не менее остаётся важной и сейчас. В настоящее время грузооборот порта составляет 1,5 млн.т. и для речного порта эта величина немаленькая.

Давайте посмотрим на то, как работает этот порт, на примере его Северного грузового района. Кстати, при СССР грузовых районов в порту Осетрово было 5, а сейчас осталось два. Но это уже лирика :)



2. Ж/д линии сюда заходят с разных сторон и имеют разные функции. Одни идут вдоль причальной стенки и обеспечивают перегрузку на речные суда Ленского бассейна. Другие - как та, что на фото - заходят перпендикулярно и служат для выгрузки генгруза на открытые складские участки долговременного хранения.


3. По оснащению порт пока во многом находится в советском времени, когда был достигнут его наивысший пик мощности и мне после морских гигантов Усть-Луги и Большого порта СПб было несколько удивительно видеть весьма архаичные технологии переработки грузов. Однако и Осетрово постепенно меняется - закупает новые краны, меняет портовую технику, внедряет технологии автоматизированного учёта. О многом сказала старенькая закругленная коробка управления порта. Видимо, на новую диспетчерскую пока денег нет.


4. Внутри диспетчерской порта (самый верхний этаж управления). Переработка грузов и складской учёт всех категорий хранения, тем не менее, компьютеризирован.


5. Но пользуются и советскими наглядными наработками для удобства, вставляя формуляры судов на соответствующие причалы.


6. Вид на центральную площадку открытого хранения из диспетчерской.


7. Тягач привёз для отправки какой-то мудреный мега-самоварный аппаратище. Даже не знаю, что это может быть такое :)


8. Разгружают металлопрокат.


9. Трубы большого диаметра.


10. Северные вездеходы.


11. Какие-то технические колонны, тоже не знаю, что это. В общем, тут можно найти много промышленной экзотики, ведь это порт-склад, живущий в навигацию - а остальное время накапливающий материалы для отправки.


12. А вот здоровенная фура привезла мобильные домики, тоже куда-то на вахтовый Север.


13. Есть тут и контейнерная площадка, но конечно сравнительно небольшая относительно морских портов.


14. А вот тут мы видим заворот "портовой петли" - т.е. железной дороги, охватывающей погрузочный район этакой замкнутой кривой. Вагон, попадая на эту портовую ППЖТ, идёт до нужного причала вдоль Лены, разгружается - прямо на судно и порожняком уходит по петле обратно на сеть. Ниже кадром показываю конфигурацию сети.


Схема 1. Портовая петля выделена красным, а тупиковые ветки для разгрузки материалов и накопления запасов к отправке - зеленым.


15. Ну и Лена, сезонная "река жизни" для огромного пространства российского Северо-Востока. С судоходными притоками получается очень большая операционная территория отправки - это и Вилюй, и Алдан, и Олёкма с Киренгой и Витимом. Тут она ещё "Леночка" по масштабу - но уже судоходная, а значит рабочая река. С другой стороны - не причалы, а рейд. Он узковат, но позволяет отстаивать суда всех допустимых величин и не мешая фарватеру.


16. Портовых кранов здесь 28 штук, грузоподьемностью от 6 до 40 тонн (по всем грузовым районам). Под кранами у причальной стенки - 2 пути, чтобы можно было одновременно и разгружать вагоны, и подавать новые вагоны на другие причалы.


17. Интересно решена проблема удобного причаливания и высокого колебания уровня реки: по всему причальному фронту сделаны углубления, где внизу есть всё нужное оснащение для швартовки (кнехты и проч.). Все они пронумерованы.


18. Идём вдоль причального фронта.


19. Полувагоны уже выгружены и ждут подачи по портовой петле обратно на сеть РЖД.


20. Вот на этом снимке хорошо видны лазы вниз для причаливания судов.


21. Склады закрытого хранения, к которым тоже идёт перпендикулярная ж/д ветка.


22. Смотрим на Лену от причального ограждения - суда стоят на рейде в ожидании.


23. А вот процесс погрузки: большая баржа и её толкач, которые пока просто прижался к барже. По другому берегу видны многочисленные суда, стоящие на рейде у другого берега.


24. Толкача зовут "Омолой". Это тоже река :)


25. Погружены какие-то трубы с толстым слоем изоляции.


26. Грузят металлический лист. Спросил - куда пойдёт груз? Говорят, куда-то на Витим.


27. По ленскому фарватеру ползёт танкерная гусеница, вниз по течению.


28. Бонусом - вид на автодорогу за путями и причалами, которая тоже тянется вдоль реки.


29. Автор на фоне газпромовских труб большого диаметра.


Вот такое оно, Осетрово - ворота российского "северного завоза" в глубинные, далёкие и холодные веси.

Продолжение следует.
Tags: БАМ, Усть-Кут, железные дороги, инфраструктура, флот
Subscribe

Posts from This Journal “БАМ” Tag

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “БАМ” Tag