Давайте посмотрим на то, как работает этот порт, на примере его Северного грузового района. Кстати, при СССР грузовых районов в порту Осетрово было 5, а сейчас осталось два. Но это уже лирика :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2221546/2221546_original.jpg)
2. Ж/д линии сюда заходят с разных сторон и имеют разные функции. Одни идут вдоль причальной стенки и обеспечивают перегрузку на речные суда Ленского бассейна. Другие - как та, что на фото - заходят перпендикулярно и служат для выгрузки генгруза на открытые складские участки долговременного хранения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2221794/2221794_original.jpg)
3. По оснащению порт пока во многом находится в советском времени, когда был достигнут его наивысший пик мощности и мне после морских гигантов Усть-Луги и Большого порта СПб было несколько удивительно видеть весьма архаичные технологии переработки грузов. Однако и Осетрово постепенно меняется - закупает новые краны, меняет портовую технику, внедряет технологии автоматизированного учёта. О многом сказала старенькая закругленная коробка управления порта. Видимо, на новую диспетчерскую пока денег нет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2221984/2221984_original.jpg)
4. Внутри диспетчерской порта (самый верхний этаж управления). Переработка грузов и складской учёт всех категорий хранения, тем не менее, компьютеризирован.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2222109/2222109_original.jpg)
5. Но пользуются и советскими наглядными наработками для удобства, вставляя формуляры судов на соответствующие причалы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2222544/2222544_original.jpg)
6. Вид на центральную площадку открытого хранения из диспетчерской.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2222794/2222794_original.jpg)
7. Тягач привёз для отправки какой-то мудреный мега-самоварный аппаратище. Даже не знаю, что это может быть такое :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2222969/2222969_original.jpg)
8. Разгружают металлопрокат.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2223231/2223231_original.jpg)
9. Трубы большого диаметра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2223457/2223457_original.jpg)
10. Северные вездеходы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2223641/2223641_original.jpg)
11. Какие-то технические колонны, тоже не знаю, что это. В общем, тут можно найти много промышленной экзотики, ведь это порт-склад, живущий в навигацию - а остальное время накапливающий материалы для отправки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2223952/2223952_original.jpg)
12. А вот здоровенная фура привезла мобильные домики, тоже куда-то на вахтовый Север.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2224222/2224222_original.jpg)
13. Есть тут и контейнерная площадка, но конечно сравнительно небольшая относительно морских портов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2224387/2224387_original.jpg)
14. А вот тут мы видим заворот "портовой петли" - т.е. железной дороги, охватывающей погрузочный район этакой замкнутой кривой. Вагон, попадая на эту портовую ППЖТ, идёт до нужного причала вдоль Лены, разгружается - прямо на судно и порожняком уходит по петле обратно на сеть. Ниже кадром показываю конфигурацию сети.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2224794/2224794_original.jpg)
Схема 1. Портовая петля выделена красным, а тупиковые ветки для разгрузки материалов и накопления запасов к отправке - зеленым.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2234603/2234603_original.jpg)
15. Ну и Лена, сезонная "река жизни" для огромного пространства российского Северо-Востока. С судоходными притоками получается очень большая операционная территория отправки - это и Вилюй, и Алдан, и Олёкма с Киренгой и Витимом. Тут она ещё "Леночка" по масштабу - но уже судоходная, а значит рабочая река. С другой стороны - не причалы, а рейд. Он узковат, но позволяет отстаивать суда всех допустимых величин и не мешая фарватеру.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2225110/2225110_original.jpg)
16. Портовых кранов здесь 28 штук, грузоподьемностью от 6 до 40 тонн (по всем грузовым районам). Под кранами у причальной стенки - 2 пути, чтобы можно было одновременно и разгружать вагоны, и подавать новые вагоны на другие причалы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2225396/2225396_original.jpg)
17. Интересно решена проблема удобного причаливания и высокого колебания уровня реки: по всему причальному фронту сделаны углубления, где внизу есть всё нужное оснащение для швартовки (кнехты и проч.). Все они пронумерованы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2225468/2225468_original.jpg)
18. Идём вдоль причального фронта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2225691/2225691_original.jpg)
19. Полувагоны уже выгружены и ждут подачи по портовой петле обратно на сеть РЖД.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2226022/2226022_original.jpg)
20. Вот на этом снимке хорошо видны лазы вниз для причаливания судов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2226279/2226279_original.jpg)
21. Склады закрытого хранения, к которым тоже идёт перпендикулярная ж/д ветка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2226635/2226635_original.jpg)
22. Смотрим на Лену от причального ограждения - суда стоят на рейде в ожидании.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2226878/2226878_original.jpg)
23. А вот процесс погрузки: большая баржа и её толкач, которые пока просто прижался к барже. По другому берегу видны многочисленные суда, стоящие на рейде у другого берега.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2227079/2227079_original.jpg)
24. Толкача зовут "Омолой". Это тоже река :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2227281/2227281_original.jpg)
25. Погружены какие-то трубы с толстым слоем изоляции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2227607/2227607_original.jpg)
26. Грузят металлический лист. Спросил - куда пойдёт груз? Говорят, куда-то на Витим.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2227743/2227743_original.jpg)
27. По ленскому фарватеру ползёт танкерная гусеница, вниз по течению.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2228182/2228182_original.jpg)
28. Бонусом - вид на автодорогу за путями и причалами, которая тоже тянется вдоль реки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2228349/2228349_original.jpg)
29. Автор на фоне газпромовских труб большого диаметра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2228712/2228712_original.jpg)
Вот такое оно, Осетрово - ворота российского "северного завоза" в глубинные, далёкие и холодные веси.
Продолжение следует.
Journal information