2. Ориентиром для поворота направо с главной дороги будет нам служить вот эта мемориальная палатка первых высадившихся БАМовцев, она хорошо видна и с железной дороги сверху. Сейчас мы тут не останавливались, поэтому я взял свой снимок 2001 года.
3. Обозреваем местность. Видите в полукруглой бухточке между пирсами, как дорога спускается вниз и там слева от неё здания? Вот нам именно туда.
4. Итак, мы прибыли на базу аварийно-спасательного формирования РЖД на берегу Байкала. Она отвечает за ликвидацию различных ЧП в охранной экологической зоне Байкала (например, разлив нефтепродуктов, россыпей сыпучих грузов, любого вида загрязнения). Слева видны открытые ворота прямо в озеро - это так и есть, что увидите ниже :)
5. В качестве ярких неформальных примет этого предприятия можно назвать мега-курилку на два лица, с эксклюзивным видом на Байкал, горы, тоннели БАМа и проходящие вдали поезда. Прилагается: свежий ветер, сосновый запах с берега, шум прибоя и бездонное небо. Не надо разговаривать, можно просто слушать и наслаждаться. Мечта интроверта!
6. А виды тут и правда потрясающие: вот здесь можно смотреть поезда во всю их длину, например, идущие к Мысовым тоннелям вдоль Байкала.
7. Приблизим горы: видно, как в дальнюю сопку врезается 2-й мысовой тоннель.
8. И противообвальные галереи с колоннами-сороконожками, которые поближе. По магистрали как раз идёт контейнерный поезд.
9. Однако, возвращаемся к аварийно-спасательной базе. Тут сейчас построение на учения: нам покажут выход по тревоге и развертывание спасательного отряда по борьбе с экологическими угрозами. Условная вводная: на берегу Байкала из-за разлива образовалось нефтяное пятно, подлежащее сперва локализации, а потом и ликвидации.
10. Первым по тревоге выходит из гаражей "Урал" с катамараном.
11. Задача: вывести катамаран на байкальскую воду. Вот для этого и нужны "ворота в Байкал" с дорогой, которая буквально уходит под воду.
12. Так, катамаран с насосной установкой выведен в акваторию.
13. Второй этап - выводится лодка для разворачивания мобильного заграждения акватории.
14. Третий этап - вывоз прицепа с элементами заграждения.
15. Одним концом заграждение цепляется за лодку, а верх поддувается (как поплавок) и всё это хозяйство растягивается вокруг зоны загрязнения.
16. Вот смотрите теперь: заграждением локализовали весьма немаленький участок бухты. Оно стоит в воде вертикально, вниз сантиметров на 50-60, не давая более лёгким фракциям нефти проникать понизу заграждения.
17. В локализованном участке вступает в дело катамаран, который постепенно выгоняет условное "нефтяное пятно" к месту очистки.
18. У кромки берега спасатели монтируют плавучую головную часть мобильного нефтесборщика.
19. Вот такого (снимок со склада аварийно-спасательной части).
20. Монтаж закончен, труба для откачивания загрязнения подключена, можно начинать.
21. Включается береговой насос, и поехали!
22. Работа идёт.
23. Откачка производится вот в такую специальную цистерну, которая вмещает 5 тыс. литров загрязненной взвеси.
24. Разумеется, все загрязнения идут на анализ в лабораторию. Там нам провели целую лекцию по методике выявления и анализа вредных веществ, но я всё это плохо запомнил, ибо в сфере химии слабо подготовлен :)
25. В лаборатории много всяких спектрометров, анализаторов и прочего.
Словом, аварийно-спасательная база РЖД потому и расположена так выгодно на берегу Байкала с хорошим обзором ж/д, чтобы мгновенно выдвинуться на месте в случае крушения или ЧП с почти любыми веществами, перевозимыми по БАМу. Из поезда её отлично видно, так что вы тоже можете сверху посмотреть на всё это хозяйство.
* * *
26. Далее после посещения спасателей мы выдвинулись к противообвальным галереям, которые находятся совсем недалеко, через бухту.
27. Когда-то давно я уже тут ходил пешочком (фото 2001 г.).
28. И вот спустя 19 лет снова оказался на этом же участке БАМа.
29. Но теперь тут снова работает техника: идёт подготовка к укладке второго пути на всем перегоне вдоль Байкала. На фото - 1-й Мысовой тоннель.
(фото Максима Каширина)
30. Железная дорога тут близко прижимается к крутым склонам, поэтому и построили целую цепочку галерей.
(фото Максима Каширина)
31. А сейчас тут обустраивается как второй путь (внутри галерей), так и технологическая дорога рядом.
32. Наши отцы и деды, собственно, ещё 45 лет назад предусмотрели второй путь на БАМе. Так что сейчас остаётся только подновить балластную подушку и можно класть рельсы. Вот тут в байкальской ж/б галерее хорошо виден главный бамовский путь и резерв под второй.
33. Вид из-под колонн галереи на Славное Море.
34. Ещё ракурс на галерею.
35. Автодорога проходит ниже и ближе к Байкалу. Вдали виден тот самый приметный знак (см. заглавное фото).
36. Представители проектных и строительных организаций, которые делают второй путь, объясняют нам, как именно замыкается изолированный контур стоков на этом участке.
37. В отличие от старой бамовской технологии, сейчас всё сложнее. На балластную призму и на лоток со стоками кладётся т.н. геомембрана, которая принимает на себя все грязные взвеси и не даёт ей стекать в сам Байкал. Т.е. стоки со склонов текут в лотке, но если что-то попадает с поезда, с цистерн там или полувагонов - то оно по идее (если нет значимого крушения) остаётся на верхнем слое почвы и легко может быть локализовано.
38. Геомембрана поближе. В целом, стоки с верхней части полотна ж/д в Байкал не попадают, а уходят в очистные сооружения вдоль линии.
39. Ну что же, спускаемся к мысовому знаку.
40. На этом месте 19 лет назад я тоже позировал :)
Обратите, кстати, внимание, что за мной - дорожка. А раньше, на начальном этапе стройки БАМа, тут проходила временная технологическая ветка ж/д.
41. Вид на Байкал. День был удачный, почти без дымки и в этот раз был неплохо виден другой берег - до него порядка 30 км. А дальше уже горы - северная часть Баргузинского хребта, до них 50-70 км.
42. Вид сверху на третью галерею и на уход БАМа в 2-й Мысовой тоннель.
(фото Максима Каширина)
43. Заканчиваем наш поход у мысового знака и "московской" метростроевской буквы М.
Дальше посмотрим с вами Байкальскую тропу от вокзала.
Продолжение следует.
Journal information