![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2288370/2288370_original.jpg)
2. Ориентиром для поворота направо с главной дороги будет нам служить вот эта мемориальная палатка первых высадившихся БАМовцев, она хорошо видна и с железной дороги сверху. Сейчас мы тут не останавливались, поэтому я взял свой снимок 2001 года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2288460/2288460_original.jpg)
3. Обозреваем местность. Видите в полукруглой бухточке между пирсами, как дорога спускается вниз и там слева от неё здания? Вот нам именно туда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2288747/2288747_original.jpg)
4. Итак, мы прибыли на базу аварийно-спасательного формирования РЖД на берегу Байкала. Она отвечает за ликвидацию различных ЧП в охранной экологической зоне Байкала (например, разлив нефтепродуктов, россыпей сыпучих грузов, любого вида загрязнения). Слева видны открытые ворота прямо в озеро - это так и есть, что увидите ниже :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2288904/2288904_original.jpg)
5. В качестве ярких неформальных примет этого предприятия можно назвать мега-курилку на два лица, с эксклюзивным видом на Байкал, горы, тоннели БАМа и проходящие вдали поезда. Прилагается: свежий ветер, сосновый запах с берега, шум прибоя и бездонное небо. Не надо разговаривать, можно просто слушать и наслаждаться. Мечта интроверта!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2289339/2289339_original.jpg)
6. А виды тут и правда потрясающие: вот здесь можно смотреть поезда во всю их длину, например, идущие к Мысовым тоннелям вдоль Байкала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2289654/2289654_original.jpg)
7. Приблизим горы: видно, как в дальнюю сопку врезается 2-й мысовой тоннель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2289874/2289874_original.jpg)
8. И противообвальные галереи с колоннами-сороконожками, которые поближе. По магистрали как раз идёт контейнерный поезд.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2290105/2290105_original.jpg)
9. Однако, возвращаемся к аварийно-спасательной базе. Тут сейчас построение на учения: нам покажут выход по тревоге и развертывание спасательного отряда по борьбе с экологическими угрозами. Условная вводная: на берегу Байкала из-за разлива образовалось нефтяное пятно, подлежащее сперва локализации, а потом и ликвидации.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2290343/2290343_original.jpg)
10. Первым по тревоге выходит из гаражей "Урал" с катамараном.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2290491/2290491_original.jpg)
11. Задача: вывести катамаран на байкальскую воду. Вот для этого и нужны "ворота в Байкал" с дорогой, которая буквально уходит под воду.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2290881/2290881_original.jpg)
12. Так, катамаран с насосной установкой выведен в акваторию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2290951/2290951_original.jpg)
13. Второй этап - выводится лодка для разворачивания мобильного заграждения акватории.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2291344/2291344_original.jpg)
14. Третий этап - вывоз прицепа с элементами заграждения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2291536/2291536_original.jpg)
15. Одним концом заграждение цепляется за лодку, а верх поддувается (как поплавок) и всё это хозяйство растягивается вокруг зоны загрязнения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2291826/2291826_original.jpg)
16. Вот смотрите теперь: заграждением локализовали весьма немаленький участок бухты. Оно стоит в воде вертикально, вниз сантиметров на 50-60, не давая более лёгким фракциям нефти проникать понизу заграждения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2292179/2292179_original.jpg)
17. В локализованном участке вступает в дело катамаран, который постепенно выгоняет условное "нефтяное пятно" к месту очистки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2292336/2292336_original.jpg)
18. У кромки берега спасатели монтируют плавучую головную часть мобильного нефтесборщика.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2292606/2292606_original.jpg)
19. Вот такого (снимок со склада аварийно-спасательной части).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2292866/2292866_original.jpg)
20. Монтаж закончен, труба для откачивания загрязнения подключена, можно начинать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2293067/2293067_original.jpg)
21. Включается береговой насос, и поехали!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2293302/2293302_original.jpg)
22. Работа идёт.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2293613/2293613_original.jpg)
23. Откачка производится вот в такую специальную цистерну, которая вмещает 5 тыс. литров загрязненной взвеси.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2293880/2293880_original.jpg)
24. Разумеется, все загрязнения идут на анализ в лабораторию. Там нам провели целую лекцию по методике выявления и анализа вредных веществ, но я всё это плохо запомнил, ибо в сфере химии слабо подготовлен :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2294078/2294078_original.jpg)
25. В лаборатории много всяких спектрометров, анализаторов и прочего.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2294286/2294286_original.jpg)
Словом, аварийно-спасательная база РЖД потому и расположена так выгодно на берегу Байкала с хорошим обзором ж/д, чтобы мгновенно выдвинуться на месте в случае крушения или ЧП с почти любыми веществами, перевозимыми по БАМу. Из поезда её отлично видно, так что вы тоже можете сверху посмотреть на всё это хозяйство.
* * *
26. Далее после посещения спасателей мы выдвинулись к противообвальным галереям, которые находятся совсем недалеко, через бухту.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2294749/2294749_original.jpg)
27. Когда-то давно я уже тут ходил пешочком (фото 2001 г.).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2294942/2294942_original.jpg)
28. И вот спустя 19 лет снова оказался на этом же участке БАМа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2295071/2295071_original.jpg)
29. Но теперь тут снова работает техника: идёт подготовка к укладке второго пути на всем перегоне вдоль Байкала. На фото - 1-й Мысовой тоннель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2295411/2295411_original.jpg)
(фото Максима Каширина)
30. Железная дорога тут близко прижимается к крутым склонам, поэтому и построили целую цепочку галерей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2295729/2295729_original.jpg)
(фото Максима Каширина)
31. А сейчас тут обустраивается как второй путь (внутри галерей), так и технологическая дорога рядом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2295840/2295840_original.jpg)
32. Наши отцы и деды, собственно, ещё 45 лет назад предусмотрели второй путь на БАМе. Так что сейчас остаётся только подновить балластную подушку и можно класть рельсы. Вот тут в байкальской ж/б галерее хорошо виден главный бамовский путь и резерв под второй.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2296142/2296142_original.jpg)
33. Вид из-под колонн галереи на Славное Море.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2296574/2296574_original.jpg)
34. Ещё ракурс на галерею.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2296766/2296766_original.jpg)
35. Автодорога проходит ниже и ближе к Байкалу. Вдали виден тот самый приметный знак (см. заглавное фото).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2297305/2297305_original.jpg)
36. Представители проектных и строительных организаций, которые делают второй путь, объясняют нам, как именно замыкается изолированный контур стоков на этом участке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2297424/2297424_original.jpg)
37. В отличие от старой бамовской технологии, сейчас всё сложнее. На балластную призму и на лоток со стоками кладётся т.н. геомембрана, которая принимает на себя все грязные взвеси и не даёт ей стекать в сам Байкал. Т.е. стоки со склонов текут в лотке, но если что-то попадает с поезда, с цистерн там или полувагонов - то оно по идее (если нет значимого крушения) остаётся на верхнем слое почвы и легко может быть локализовано.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2297810/2297810_original.jpg)
38. Геомембрана поближе. В целом, стоки с верхней части полотна ж/д в Байкал не попадают, а уходят в очистные сооружения вдоль линии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2297859/2297859_original.jpg)
39. Ну что же, спускаемся к мысовому знаку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2298206/2298206_original.jpg)
40. На этом месте 19 лет назад я тоже позировал :)
Обратите, кстати, внимание, что за мной - дорожка. А раньше, на начальном этапе стройки БАМа, тут проходила временная технологическая ветка ж/д.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2298430/2298430_original.jpg)
41. Вид на Байкал. День был удачный, почти без дымки и в этот раз был неплохо виден другой берег - до него порядка 30 км. А дальше уже горы - северная часть Баргузинского хребта, до них 50-70 км.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2298864/2298864_original.jpg)
42. Вид сверху на третью галерею и на уход БАМа в 2-й Мысовой тоннель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2298931/2298931_original.jpg)
(фото Максима Каширина)
43. Заканчиваем наш поход у мысового знака и "московской" метростроевской буквы М.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2299344/2299344_original.jpg)
Дальше посмотрим с вами Байкальскую тропу от вокзала.
Продолжение следует.
Journal information