Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

X. Аварийно-спасательный отряд на Байкале и противообвальные галереи

Посмотрев сам Северобайкальск, давайте теперь осмотрим нечто более динамичное и живое, а именно - учения спасателей на Байкале и виды противообвальных галерей на участке БАМа в направлении Нижнеангарска. А заодно посмотрим, как при укладке второго пути создаётся второй замкнутый контур ливневой канализации и зачем он нужен. В общем, сегодня наш ареал - от северо-восточной окраины Северобайкальска до вот этого приметного знака на прибайкальской дороге.



2. Ориентиром для поворота направо с главной дороги будет нам служить вот эта мемориальная палатка первых высадившихся БАМовцев, она хорошо видна и с железной дороги сверху. Сейчас мы тут не останавливались, поэтому я взял свой снимок 2001 года.


3. Обозреваем местность. Видите в полукруглой бухточке между пирсами, как дорога спускается вниз и там слева от неё здания? Вот нам именно туда.


4. Итак, мы прибыли на базу аварийно-спасательного формирования РЖД на берегу Байкала. Она отвечает за ликвидацию различных ЧП в охранной экологической зоне Байкала (например, разлив нефтепродуктов, россыпей сыпучих грузов, любого вида загрязнения). Слева видны открытые ворота прямо в озеро - это так и есть, что увидите ниже :)


5. В качестве ярких неформальных примет этого предприятия можно назвать мега-курилку на два лица, с эксклюзивным видом на Байкал, горы, тоннели БАМа и проходящие вдали поезда. Прилагается: свежий ветер, сосновый запах с берега, шум прибоя и бездонное небо. Не надо разговаривать, можно просто слушать и наслаждаться. Мечта интроверта!


6. А виды тут и правда потрясающие: вот здесь можно смотреть поезда во всю их длину, например, идущие к Мысовым тоннелям вдоль Байкала.


7. Приблизим горы: видно, как в дальнюю сопку врезается 2-й мысовой тоннель.


8. И противообвальные галереи с колоннами-сороконожками, которые поближе. По магистрали как раз идёт контейнерный поезд.


9. Однако, возвращаемся к аварийно-спасательной базе. Тут сейчас построение на учения: нам покажут выход по тревоге и развертывание спасательного отряда по борьбе с экологическими угрозами. Условная вводная: на берегу Байкала из-за разлива образовалось нефтяное пятно, подлежащее сперва локализации, а потом и ликвидации.


10. Первым по тревоге выходит из гаражей "Урал" с катамараном.


11. Задача: вывести катамаран на байкальскую воду. Вот для этого и нужны "ворота в Байкал" с дорогой, которая буквально уходит под воду.


12. Так, катамаран с насосной установкой выведен в акваторию.


13. Второй этап - выводится лодка для разворачивания мобильного заграждения акватории.


14. Третий этап - вывоз прицепа с элементами заграждения.


15. Одним концом заграждение цепляется за лодку, а верх поддувается (как поплавок) и всё это хозяйство растягивается вокруг зоны загрязнения.


16. Вот смотрите теперь: заграждением локализовали весьма немаленький участок бухты. Оно стоит в воде вертикально, вниз сантиметров на 50-60, не давая более лёгким фракциям нефти проникать понизу заграждения.


17. В локализованном участке вступает в дело катамаран, который постепенно выгоняет условное "нефтяное пятно" к месту очистки.


18. У кромки берега спасатели монтируют плавучую головную часть мобильного нефтесборщика.


19. Вот такого (снимок со склада аварийно-спасательной части).


20. Монтаж закончен, труба для откачивания загрязнения подключена, можно начинать.


21. Включается береговой насос, и поехали!


22. Работа идёт.


23. Откачка производится вот в такую специальную цистерну, которая вмещает 5 тыс. литров загрязненной взвеси.


24. Разумеется, все загрязнения идут на анализ в лабораторию. Там нам провели целую лекцию по методике выявления и анализа вредных веществ, но я всё это плохо запомнил, ибо в сфере химии слабо подготовлен :)


25. В лаборатории много всяких спектрометров, анализаторов и прочего.


Словом, аварийно-спасательная база РЖД потому и расположена так выгодно на берегу Байкала с хорошим обзором ж/д, чтобы мгновенно выдвинуться на месте в случае крушения или ЧП с почти любыми веществами, перевозимыми по БАМу. Из поезда её отлично видно, так что вы тоже можете сверху посмотреть на всё это хозяйство.

* * *
26. Далее после посещения спасателей мы выдвинулись к противообвальным галереям, которые находятся совсем недалеко, через бухту.


27. Когда-то давно я уже тут ходил пешочком (фото 2001 г.).


28. И вот спустя 19 лет снова оказался на этом же участке БАМа.


29. Но теперь тут снова работает техника: идёт подготовка к укладке второго пути на всем перегоне вдоль Байкала. На фото - 1-й Мысовой тоннель.

(фото Максима Каширина)

30. Железная дорога тут близко прижимается к крутым склонам, поэтому и построили целую цепочку галерей.

(фото Максима Каширина)

31. А сейчас тут обустраивается как второй путь (внутри галерей), так и технологическая дорога рядом.


32. Наши отцы и деды, собственно, ещё 45 лет назад предусмотрели второй путь на БАМе. Так что сейчас остаётся только подновить балластную подушку и можно класть рельсы. Вот тут в байкальской ж/б галерее хорошо виден главный бамовский путь и резерв под второй.


33. Вид из-под колонн галереи на Славное Море.


34. Ещё ракурс на галерею.


35. Автодорога проходит ниже и ближе к Байкалу. Вдали виден тот самый приметный знак (см. заглавное фото).


36. Представители проектных и строительных организаций, которые делают второй путь, объясняют нам, как именно замыкается изолированный контур стоков на этом участке.


37. В отличие от старой бамовской технологии, сейчас всё сложнее. На балластную призму и на лоток со стоками кладётся т.н. геомембрана, которая принимает на себя все грязные взвеси и не даёт ей стекать в сам Байкал. Т.е. стоки со склонов текут в лотке, но если что-то попадает с поезда, с цистерн там или полувагонов - то оно по идее (если нет значимого крушения) остаётся на верхнем слое почвы и легко может быть локализовано.


38. Геомембрана поближе. В целом, стоки с верхней части полотна ж/д в Байкал не попадают, а уходят в очистные сооружения вдоль линии.


39. Ну что же, спускаемся к мысовому знаку.


40. На этом месте 19 лет назад я тоже позировал :)
Обратите, кстати, внимание, что за мной - дорожка. А раньше, на начальном этапе стройки БАМа, тут проходила временная технологическая ветка ж/д.


41. Вид на Байкал. День был удачный, почти без дымки и в этот раз был неплохо виден другой берег - до него порядка 30 км. А дальше уже горы - северная часть Баргузинского хребта, до них 50-70 км.


42. Вид сверху на третью галерею и на уход БАМа в 2-й Мысовой тоннель.

(фото Максима Каширина)

43. Заканчиваем наш поход у мысового знака и "московской" метростроевской буквы М.


Дальше посмотрим с вами Байкальскую тропу от вокзала.

Продолжение следует.

Tags: БАМ, Байкал, Северобайкальск, железные дороги, инфраструктура
Subscribe

Posts from This Journal “БАМ” Tag

promo periskop.su июль 3, 16:25 30
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

Posts from This Journal “БАМ” Tag