Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

XIII. Горный БАМ от Ангои до Икабьи. Новая Чара и Кодар

В нескольких предыдущих частях я рассказал вам о различных точках Северобайкальского региона, где пробыл три дня. Этот полигон относится к Восточно-Сибирской ж.д. Теперь мы должны перейти к объектам Дальневосточной ж.д., которые не менее интересны. Но прежде чем я начну рассказ о полигоне ДВЖД, стоит наверное показать вам в цельном и связном виде горный участок БАМа, который простирается между Байкалом и Тындой. В осенней поездке этого года (2020) мы покинули Северобайкальск поздно вечером, ночью проехали Северомуй и Таксимо, и я проснулся уже в Куанде, где простирается тепловозный БАМ. В прошлом же году (2019), когда я ехал на АЯМ тындинским поездом, мы Северомуйский тоннель проехали днём и поздно вечером были на Таксимо, где заканчивается электрификация. Зато Новую Чару и Муруринский перевал с Кодарским тоннелем тогда проехали ночью, а в этот раз - днём.

Поэтому я сделаю так: объединю дневные фото с двух поездок и покажу более-менее последовательно основные станции этого красивейшего 1200-километрового участка. Если Кичера, где заканчиваются последние остатки Байкала, находится на 1123 км Байкало-Амурской магистрали, то Тында - "столица БАМа" - на 2348 км. Сильно подробно показать всё не даст формат (а то у меня около 1100 фото в сумме с этого полигона), но основные точки в двух частях я показать смогу. Разделим все это по 1771 километру, где находится самая северная точка БАМа (57°05' с.ш.). В этой части у нас будет Новый Уоян с Ангоей, Окусикан, Таксимо с Новой Чарой и Икабья; переход от Восточной Сибири к Дальнему Востоку и короткое пересечение отростка Якутии будет уже дальше. Ну и конечно, множество красивых пейзажных видов. Сам Северомуйский тоннель я на фото не снял, но по нему есть эпический пост от russos, где этот объект показан в подробностях.

Тепловозный БАМ, станция Новая Чара. Два поколения тепловозов


2. От Нижнеангарска и Кичеры магистраль идёт по долине Верхней Ангары, постепенно и плавно повышаясь уровнем. Близ этой реки - станция Ангоя (1181 км), построенная азербайджанскими строителями. Здесь же был и тогдашний куратор БАМа от Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, который потом стал президентом независимого Азербайджана. В его честь здесь есть мемориальная табличка на вокзале (сам лично её не видел).


2а. Табличка в честь Гейдара Алиева (фото varandej).


3. Пейзаж восточнее ст. Ангоя. На 1235 км БАМ пересекает Верхнюю Ангару, но этот вид я поймал только на видео.


4. На 1242 км - большая станция Новый Уоян, где стоят все поезда. Посёлок и вокзал строили посланцы Литвы (СМП "ЛитБАМ"), что наложило отпечаток и на архитектуру.


5. Вид внутри вокзала Новый Уоян.


От Нового Уояна формируются поезда и по обходу Северомуйского перевала. Там ходят сейчас грузовые и рабочие поезда, а все штатные пассажирские дальнего следования идут по 15-км тоннелю. В 2001 году я проехал на электровозе ВЛ85 по этому обходу и оставил довольно подробные путевые заметки. Ехать же через тоннель проще, скучнее, но зато намного быстрее.

6. Станция Кюхельбекерская, 1315 км БАМа. Её строили армяне, признаком чего служит светлый армянский туф, из которого сложен вокзал.


7. Некоторое время путь на обход и на тоннель совпадает, и отклонение начинается только на 1343 км, у разьезда Ангаракан. Но пейзажи очень красивые по пути.


8. Пересекаем реку Кавокта. Скоро уже и тоннель.


9. Разьезд Ангаракан, тут уходит в сторону обход Северомуя. 1344-й км.


10. Обход быстро ушёл наверх, ну а мы идём горизонтально и через 9 км уйдём в "дырку" огромного горного массива.


11. Предтоннельный разъезд Итыкит, 1353 км.


Схема Северомуйского тоннеля и обхода перевала, от af1461.


12. Затем около 20 минут поезд следует во тьме тоннеля, со включенным светом в вагонах. А когда он кончается, то следует остановка на микроскопическом разьезде Окусикан. Причём остановка длительная, и для пассажирских поездов. Я не совсем понял, почему так. Вид тут нестандартный и очень величественный - тоннель и горный массив совсем рядом,


13. Народ остановку очень приветствует, дружно выскакивает из вагонов на комарино-прохладный свежий воздух и курит около узкой насыпи.


14. Далее поезд следует вдоль долины Муякана, окруженной с обеих сторон горными цепями.


15. Редкое зрелище - очень яркая радуга, которая нас сопровождала на протяжении 5 или 7 минут!


16. Станция Таксимо - конец электрификации БАМа. Так вышло, что в этом году я её проехал ранним и ещё тёмным утром, а в прошлом году - около полуночи и всё равно в темноте. Поэтому ставлю сюда снимок 2001 года, для наглядности. Вокзал и посёлок строили представители Латвийской СССР и города Риги. 1469-й км БАМа.


17. Внутри вокзала Таксимо.


18. Ну а теперь возвращаемся к свежей поездке 2020 года. Вот такой вид меня приветствовал утром 23 сентября, когда я проснулся после ночного перегона.


19. Это станция Куанда, "середина БАМа" и место официальной стыковки магистрали с главными торжествами, на которых был Г.А. Алиев, член Политбюро ЦК КПСС и верховный куратор стройки. 1570-й км. Здесь уже Забайкальский край, Бурятия заканчивается на Витиме.


20. Вот так выглядела восточная горловина этой станции на торжествах 1 октября 1984 г.


21. Немного деталей вокзала Куанда. Строил вокзал Узбекистан.


22. Около вокзала стоит высокий памятник стыковке БАМа, но в этот раз он был в лесах, его ремонтировали. Так что ставлю своё старое фото 2001 года.


23. Если же проследовать от Куанды ещё 40 км на восток, то мы проезжаем истинное место стыковки двух путеукладочных колонн - очень живописный разьезд Балбухта, 1602-й км магистрали. Стыковка колонн Ивана Варшавского и Александра Бондаря состоялась 29 сентября 1984 г., тут и находится "золотое звено" магистрали.


24. Здесь же - и памятник, установленный близ "золотого звена".


25. Едем дальше на восток, здесь магистраль петляет и постепенно повышается по высоте.


26. Двухпутка перешла в однопутку. Скоро Кодар.


27. Прошли Кодарский тоннель, 1647-й км магистрали. Гора тут относительно невысокая и по величественности несравнима ни с Даваном, ни с Северомуем.


28. А вот сразу после выхода из Кодара начинается красивейшая пара озер - Леприндо Малое и Большое. Сперва проходим Малое Леприндо, с суровым обрамлением в виде гор со снежными шапочками на верхушках. Оно с северной стороны (слева по ходу поезда на восток) и тянется вдоль линии 8 км.


29. Затем - справа по ходу, на южной стороне - озеро Большое Леприндо. Оно побольше и тянется 12 км. Эти места, после Кодара - одни из самых красивых на всём БАМе.


30. Спускаемся к Чаре. Где-то недалеко тут и песчаная пустыня, самая северная в мире.


31. Большая остановка в Новой Чаре на 40 минут, можно хорошо погулять. Эта станция долго была для меня заколдованной - я всё время проезжал её ночью и вот только в 2020 году проследовал днём.


32. Вокзал Новая Чара, 1719-й км. Строил Казахстан.


33. Стильно. Вот только мне кажется, что синее стекло - это что-то новое, а не старое аутентичное бамовское.


34. Ближе к восточной горловине стоит тепловоз-памятник ТЭ3.


35. Два тепловоза из двух эпох.


36. Вид посёлка Новая Чара.


37. Очень необычный стиль пятиэтажек. Причём они тут типовые именно в этом стиле.


38. Вид поближе.


39. И вокзал со стороны посёлка.


40. Портал входа в вокзал.


41. Внутри вокзала охранники традиционно закричали, что снимать нельзя, но я вежливо им ответил что можно и я всё равно поснимаю. А если они хотят меня задержать, то им надо вызвать полицию и мотивированно мне предьявить документ о запрете. На этом моменте изумленная дежурная осеклась и больше не препятствовала сьемке. Правда, все они дружно следили за моими передвижениями по обоим уровням здания.


42. Очень необычно решена лестница на второй этаж.


43. На скошенных стенах центральной части вокзала ("юрты") висели деревянные щиты со сценками из жизни кочевников.


44. Вот несколько примеров (не все).


45. За Новой Чарой лесистость несколько понижается и кое-где проявляются островки угнетенной растительности.


46. Станция Икабья - 1757 км БАМа. Строили грузины (трест "ГрузБАМстрой").


47. Центральный портал вокзала.


48. Постепенно мы приближаемся к самой северной точке всей магистрали.


49. И вот он, километровый столб 1770/1771 км - самая северная точка БАМа, 57°05' с.ш.


50. Обширная долина очень извилистой реки Чары.


51. Разьезд Сенаторский, 1774-й км.


Заьбайкальскому краю осталось совсем немного, скоро начнётся Якутия, а затем и Амурская область. Сибирь сменится на Дальний Восток, а ВСЖД - на ДВЖД. Впереди и Муруринский перевал - наивысшая точка магистральных железных дорог России. Но всё это - в следующей части!

Продолжение следует.

Tags: БАМ, Новая Чара, Советский Союз, архитектура, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “БАМ” Tag

promo periskop.su july 3, 16:25 30
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “БАМ” Tag