Линия ВолК отклоняется от Транссиба по ст. Дежневка (следуя на запад) или Волочаевка-1 (на восток), затем проходит по сильно заболоченной местности левобережья Амура, пересекает полноводную Тунгуску и проходит в целом вдоль Амура, держась от него на расстоянии 20-50 км. По пути линия пересекает множество марей, болот и немного, в середине пути, проходит по холмистой местности. Своеобразным центром её является станция Литовко с огромным для этих мест сталинским ампирным вокзалом. Там в паровозные времена находилось и основное депо. Общая длина линии - 353 км. В конце пути от этой ж/д ответвляется магистраль на Совгавань, затем восточный участок БАМа, потом сам Комсомольск. А заканчивается линия на ст. Дземги, упираясь в самом финале в Амур несколькими подходами на самом севере Комсомольска.
Ампирный вокзал на ст. Литовко
2. Нас перецепили от нерюнгринского на совгаванский поезд в хвост, так что в 8-09 утра стартуем обратно через Амур и проедем всю эту линию днём.
3. Идём по Транссибу, а вправо от него отходит ветка на Амурский подводный тоннель длиной 7 км, я про него отдельно писал в 2016-м. Вот сейчас грузовой состав следует параллельно нам на тоннель.
4. С Амурского моста я не снимал, но снимок моста с полной водой сделал, от музея моста. В Амуре в эти две недели было наводнение с 6-метровой отметкой.
5. На левом берегу, после пересечения громадного Амура, тоже много затопленных мест. По факту, и автодорога "Амур", и Транссиб некоторое время следуют на возвышении, по обе стороны от которого простирается вода и подтопленные деревья.
6. Всё, отклоняемся от Транссиба вправо. Наша цель - Волочаевка Вторая и начало ветки ВолК.
7. Проходим Волочаевку-2 с аутентичным деревянным вокзалом 1940 года. Редчайший образец той эпохи ещё пока сохранился.
8. За Второй Волочаевкой линия изгибается и принимает общее направление на север. Электрификация сразу за северной горловиной станции заканчивается.
9. Там начинаются протоки и старицы Тунгуски, притока Амура. Тоже все полузатоплено, пик наводнения.
10. Вдалеке показывается неожиданно большой мост через саму Тунгуску в 9 пролетов. Удивительно, но он оказался сопоставим с Бурейским или Иртышским мостами, длина его более 600 м, а с подходами - около 1100 м. Причём первоначально на линии ВолК он строился деревянным с металлическим каркасом (!!!) и только в ходе войны заменён на стальной.
11. Необъятно разбухшая от наводнения Тунгуска.
12. Затопленная низменная пойма всё тянется вдоль линии.
13. Вот же сколько затопило тут! В обычной жизни тут просто болота.
14. Наконец, выходим на более сухой участок. Станция Джелюмкен с ностальгическими советскими ограждениями.
15. Станция Форель. Успели затянуть в сайдинг.
16. Навстречу попался состав под новейшим брянским тепловозом-тройником 3ТЭ25К2М, которые недавно поступили на ВолК партией в 25 шт. О них ещё будет отдельный пост.
17. За Форелью идём по сухому и более возвышенному участку с высохшими или чуть влажными болотцами.
18. А вот и ветераны ВолКа - закопчённые "боинги" 3ТЭ10М. Именно их сменяют брянские тепловозы.
19. Втягиваемся на станцию с большой стоянкой - Литовко. Обрадованные пассажиры дружно высыпают на залитый приамурским солнышком перрон. Вокруг ходят торговки с медом, помидорами и картошкой - как в благословенные антично-советские времена. Даже и не верится, что на дворе 2020-й, ковидла и всеобщее заборостроительное помешательство. А вдали - белоснежное видение, странное в этой глуши.
20. Приближаемся к этому многоэтажному дворцу-вокзалу.
21. Крайне странно видеть тут такое чудо.
22. За газоном на первом пути стоит наш совгаванский поезд.
23. Обхожу дворец-вокзал со стороны посёлка. Поселок и станция названы в честь инженера-изыскателя А.Г. Литовко, о чём говорит нам мемориальная табличка на здании.
24. В тихом скверике за вокзалом - военный памятник.
25. Сам вокзал реально большой, красивый и смотрится здесь нереальным видением. Его отреставрировали, так что он буквально сияет.
26. Ну а со стороны посёлка асфальта нет, так что этот железнодорожный дворец красиво отражается в большой луже.
27. И, до кучи, вид вокзала Литовко сверху. Фото Эдуарда Круглова (ДВЖД).
28. Торговка мёдом.
29. Садимся снова в вагон и провожаем взглядом видение в окне. До свиданья, гостеприимное Литовко!
30. Далее линия проходит на возвышении среди несколько угнетенной влагой тайги.
31. Появились и сопки.
32. Составы под тепловозами-тройниками на скрещении.
33. Номерной разъезд №18 со скругленным фасадом.
34. Опять затопление! Подошли ближе к Амуру и какой-то его приток тоже раздулся и подтопил окрестности.
35. Станция Эльбан. Стоянка 15 минут и можно снова покурить или подышать таёжным воздухом. А вот торговок тут уже нет - станция тут меньше.
36. Вокзал Эльбана.
37. Поселок Эльбан немаленький, вдали видны даже пятиэтажки. Он уже не так далеко от Комсомольска.
38. 311-й км. До Комсомольска осталось около 40 км.
39. Южная горловина станции Мылки - аванстанции города Амурска, который спутник Комсомольска.
40. Здесь тоже стоянка около 15 минут, так что народ ходит-разминается. Кое-кто и на кортах сидит.
41. Старые, зачуханные и вонючие корейские автобусы на Амурск.
42. Идём дальше. Проходим мимо ж/д треугольника на мост через Амур и линию на Ванино-Совгавань. Эта линия отходит южнее Комсомольска.
43. Приблизились к довольно большому озеру Мылка и идём теперь параллельно ему.
44. Вдали показался скайлайн жилых районов Комсомольска-на-Амуре.
45. И тут всё подтоплено! Амурское летнее наводнение во всей красе.
46. Ранним вечером прибываем на вокзала Комсомольска-на-Амуре.
PS. О узле Комсомольск и о вокзале будет отдельный пост.
Продолжение следует.
Journal information