"Полярная Звезда" за май 1927 даёт и документальное подтверждение этому: действительно, все некаботажные рейсы "Совторгфлота" из Владивостока шли с заходом в Хакодате. Кроме того, японцы делали и свои прямые пароходные рейсы из Японии - т.к. Камчатка в то время была густо утыкана японскими факториями и рыбозаводиками. Их было не менее 40. В общем, ловили лосося, минтая и краба в камчатских водах где хотели и как хотели, и обрабатывали прямо на месте. В свой Ниппон везли уже полуфабрикат.
А СССР приходилось сквозь зубы терпеть всё это - т.к. на Дальнем Востоке он был фатально слаб, и даже на Северном Сахалине до конца весны 1945 года работали японские угольные концессии. Представляю, с каким наслаждением советские моряки выгоняли рыболовных япошек с их сотнями шхун и сейнеров ранней осенью 45-го из акватории Сахалина и Камчатки :)
Общее расписание Совторгфлота. Обращает на себя внимание как количество вариантов линий, так и количество портопунктов, многие из которых сейчас давно уже исчезли полностью.
И пароходный рейс японского судовладельца в Петропавловск.
Journal information