В этой части посмотрим различные ж/д сущности, а в следующей - перейдём к Большому Углю Ванино.
Вокзал Ванино 1947 года
2. Предпоследний час следования поезд идёт вдоль извилистой реки Тумнин, спускаясь почти строго на юг. Многие изгибы реки повторяет и железная дорога. Если бы окно открывалось, можно было бы сделать потрясающей красоты снимки!
3. Тумнин по мере спуска на юг постепенно расширяется и вскоре выводит линию к устью реки. Причём, как мне говорили местные, в нижнем Тумнине водятся камбала и навага (!) - т.е. сугубо морские виды рыб. Связано это с большими приливами - когда приливная морская вода входит в реку, потом она постепенно опускается вниз и застаивается в ямах и омутах, где и живут такие рыбы.
4. Наконец, после станции Ландыши железная дорога делает резкий поворот и выходит к морю в районе бухты Сторож, а затем идёт вдоль берега бухты Силантьева. А сама станция Ландыши - это базовая станция для поселка Монгохто, где находится гарнизон авиабазы Каменный Ручей. Вроде бы, это самый большой аэродром Дальнего Востока, опять же по утверждению ванинцев - хотя я сомневаюсь, что он больше Возжаевки (Украины) и Воздвиженки. Причём на авиабазу ведёт специальная ветка с конечной станцией Брусничка.
5. Затем проходим станцию Дюанка, и поезд выходит к следующей бухте, не знаю её названия.
6. Наконец, вокруг начинается производственная застройка и станция Токи - одна из главных портовых станций Ванинского кластера (см. также фото №21-22). Токи активно строится и расширяется - по факту именно она, с новыми приращениями, и является основной станцией переработки грузов. Там строится длинный Восточный парк и немного сбоку - станция Токи-Новая.
7. Проходим балкерный терминал порта вдалеке. В следующей части я его покажу во всей мощи. Внизу - грузовой парк ст. Токи.
8. Нефтебаза ЗАО "Трансбункер Ванино".
9. После прохождения ещё нескольких живописных кривых на горизонте показывается и само Ванино, взбегающее на склон рядами пятиэтажек. У меня в этот раз, к сожалению, не было времени походить по посёлку (в это сложно поверить, но Ванино - до сих пор не город!) - так как я весь день проездил по терминалам морпорта, однако хороший очерк о нём есть у varandej
10. На другой стороне бухты Ванина видны корпуса лесоперерабатывающего комбината (не знаю, работает ли он сейчас?) и справа - комплекс ППК-3 основного Ванинского порта.
11. Снова очередная кривая - и поезд выходит к бухте Ванина уже с видом на порт и на паромный терминал. Внимательный взгляд увидит две кучи угля (поближе и чуть дальше) - все портовые игроки сейчас, как говорится, "барыжат углём" и складывают его даже на месте других грузов. Уголь тут перерабатывается грубо и неэкологично, причём на зону с загрязнением приходится только 15% переработки (ок. 4 млн.т./год). А вот 85% угля - это крупномасштабная переработка и она уже идёт в отдалённых терминалах порта с "полным фаршем" (водяные пушки - пылеподавители, вагоноопрокидыватели, стакеры), что я покажу позже. Но вот эта портовая мелочь даёт 90% загрязнения, которое сильно раздражает жителей города, и не зря.
12. Описали дугу и теперь проходим вдоль причалов морпорта, как раз напротив угля (ППК-1). А до угля тут были контейнеры, которые в годы угольного бума вытеснил этот самый уголь.
13. Главная проходная Ванинского порта.
Если от этих ворот спуститься ниже к причалам, то мы придем в те самые места, где когда-то работал в ссылке легендарный подводник Александр Маринеско. Вот что пишет про это сайт DVLand:
...Непосредственно в порту размещался рабочий лагерь — его полтысячи заключённых, в основном бывших матросов и военных, каждый день трудились на погрузке и разгрузке кораблей. Как позднее вспоминал сам Александр Маринеско: «Работа эта тяжелая… Меня ценило начальство за то, что я, как бывший моряк, умел распределять грузы по трюмам. В бригаде меня тоже уважали, звали капитаном… Я был почти на вольном положении при деньгах, но держал себя в струне, ни капли в рот не брал, хотя временами было тоскливо. Очень скучал по семье».
(отсюда)
14. От главной проходной порта до вокзала - буквально минута движения, несколько сот метров. И вот поезд мягко тормозит и высаживает пассажиров на высокой (какая неожиданность для ДВ) платформе! Три минуты стоянки, пол-поезда вываливается из вагонов и уже почти пустой поезд идёт дальше, на конечную станцию Совгавань-Сорт.
15. Пассажиров тут и вправду выходит очень много. Перрон и вокзал уже успели озаборить, так что народ просачивается в две дырки через них, которые наглухо закроют через 10 минут, так что все опоздавшие будут уже идти через вокзал с досмотром.
16. Вокзал 1947 года. Тут продают не только билеты на поезд, но и на сахалинский паром. Уже вечером, зайдя внутрь, я удивился переполненности залов ожидания с огромной кучей наваленного у скамеек багажа. Оказалось, что там сидит в ожидании не "совгаванский поезд", как я было подумал - а именно холмский паром.
Теперь - немного картинок с автодорожного моста над основной линией между ст. Токи и Ванино.
17. Вид на балкерный терминал ДТУ.
18. Взгляд на главные пути ст. Токи по направлению на Ванино. Как раз под нами тяжко пыхтел гружёный состав.
19. Разумеется, состав был угольный.
20. Уголь в 2018-2020 гг. - бог и царь железных дорог, формирующий треть всей погрузки на сети ж/д России. Кто бы мог знать, что в мире случится такой масшабный угольный ренессанс! Впрочем, об этом - в двух следующих частях :)
21. Вид в сторону станции Токи. Обратите внимание, что грузовые парки в Токи строго разделены по специализации грузов. Справа - для угольных и для порожняка, уже обработанного в порту.
22. ...а слева - для остальных экспортных грузов - напр., минудобрения и бензин с кислотами.
23. После длинного дня мотаний по портовым терминалам возвращаемся снова на вокзал. Это вид со стороны привокз. площади. Досмотр на входе - жесткий и реально аэропортовый, всё вытрясают и смотрят даже ноутбуки и телефоны, прося включить. На входе стоит очередь, ведь через полчаса уже совгаванский поезд.
24. Пустынная платформа со стороны поездов.
25. Станция Ванино также уникальна тем, что она - однопутная! Вот честно, не видел в жизни однопутных станций с большими вокзалами, нигде. Хотя, если уж честно, внизу у причалов тоже проходит несколько транзитных сквозных путей, но они в закрытой зоне и непассажирские.
26. Вид в сторону Токи. Станция расположена на 432-м км совгаванской линии.
27. И вот, наконец, пыхтит тепловоз с нашим "бичевозом" (такой был сленговый эпитет этого поезда в советское время). Народу садится очень много - не меньше, чем выходило утром, и поезд от Ванино заполняется где-то на 80%, не меньше.
28. Все, покидаем в обратном порядке - облизывая путями все бухты, двигаясь строго на север, а затем выходя в долину Тумнина на северо-запад. На фото - второй ж/д мост через Малую Дюанку.
Далее снова очень живописный путь, но уже сильно стемнело, так что я уже ничего не снимал, а просто долго стоял и смотрел в коридоре на вечерний Тумнин. Потом попил чаю и дождался ст. Высокогорная, где также была большая стоянка около полуночи.
29. На Высокогорной поезд встречают собаки, которых подкармливают проводники.
30. Памятник строителям Совгаванской магистрали.
31. ...и его обратная сторона с маршрутом.
32. Паровоз-памятник Еа.
33. К моему огромному облегчению, сталинский деревянный вокзал Высокогорной был цел и невредим и даже не затянут в сайдинг. Я его обошёл вокруг, но было очень уж темно.
34. Вот так он выглядит в реале, днем.
35. Внутри, правда, уже сделали современный ремонт и убрали гладкие и округлые деревянные скамейки 1950-х.
36. На всей станции сохранилось ностальгическое советское ограждение, которое когда-то было стандартом в СССР.
37. Иду в голову состава и фотографирую наш локомотив, который потащит состав дальше, по всем тоннелям, уклонам и кривым этой сложной, но красивой линии.
Дальше посмотрим портовые терминалы Ванино.
Продолжение следует.
Journal information