Вот их и посмотрим.
2. Впрочем, начнём мы этот пост не с обзора карты, а с реакции невежественных юзеров. Можете заценить, как пишут люди, которые ни уха, ни рыла в вопросе – но смело машут шашками. Это вообще главный принцип сетевого всезнайки-антилигента – "ничего не знаю, но обо всём кукарекаю". Сей коммент поступил в мой ФБ, когда я был ещё там, на Дальнем Востоке, и постил снимки прямо с объектов. Никогда так не делайте, если не знаете вопроса! Лучше погуглите для начала, хотя бы 3-4 минуты, прежде чем извергать понос.
Теперь переходим к карте.
Обратите внимание: на ней я обозначил контурами все точки, где в Ванино складируется уголь. Поскольку в мире сейчас наступил угольный ренессанс, то ушлые портовики начали забивать углём и те площади, которые были заняты другими видами грузов. В частности, в тесном и маленьком Ванинском порту внутри бухты под него заняли часть бывшей контейнерной площадки (1) и маленький пятачок чуть южнее и ближе к основанию бухты. Эти контуры я обозначил красным, потому что они вызывают наибольшее раздражение жителей. Напротив, через бухту также есть ещё одна угольная площадка. Поскольку она дальше от посёлка, я её обозначил жёлтым. Площадки эти маленькие и тесные, угля там сравнительно немного и обрабатывается он архаичными методами. Так вот, эти три точки как раз и приносят 95% пыли – погрузка там грейферная, а серьёзное оборудование ставить – это реально дорого.
Настоящий же Большой Уголь перерабатывается в гораздо более отдалённой бухте Мучки. Масштабы обработки там несопоставимы с (1), (2), (3), и поскольку это огромный отдельный терминал, то здесь применяются все те новшества, которые снижают экологическую нагрузку до минимума. Это и железнодорожная петля с разделением порожнего и грузового потоков, и вагоноопрокидыватель на петле с последующей конвейерной транспортировкой угольной массы на корабли, и постоянное круглосуточное орошение открытой площадки водяными пушками. И в итоге получается, что первые три площадки обрабатывают меньше 2 млн. т в год в сумме, а одна только (4) выдаёт в год больше 20 млн. т грузооборота. При этом находясь далеко и загрязняя окружающую среду минимально.
3. Об этом огромном терминале «Дальтрансуголь» и будет рассказ.
4. В самом начале осмотра мы приехали на железнодорожную петлю, опоясывающую терминал. Там нашлась одна более-менее высотная точка для обозрения окрестностей.
5. Вот это – пути подачи составов на разгрузку. Потом сюда же ставятся и порожние вагоны, если участок сдачи вагонов заполнен. Средняя интенсивность выгрузки на терминале - около 750 вагонов в сутки.
6. А это – вид в сторону моря и причалов. Локомотивы у терминала свои, на них стоит маркировка СУЭК – владельца терминала.
7. Поскольку терминал СУЭК перерабатывает около 2/3 грузооборота Ванинского порта, у него имеется собственный портофлот с выделенными под него причалами.
Но с приземлённых снимков мало что видно. Однако мои коллеги подняли квадрокоптеры, и далее я буду пользоваться кадрами Эдуарда Круглова из ДВЖД (снимки 08-15).
8. Это вид на вытяжные пути терминала и начало петли. За красно-белой вышкой – пешеходный мост, на нём стоим мы. Правее бело-синее – управление терминала. Пути затем выходят на основную линию у станции Токи, а до самого Ванино по прямой – 6-7 км, то есть достаточно далеко. Ванино видно на горизонте на склоне.
9. Теперь смотрим в другую сторону, к морю. Правее путей для отстоя порожняка видны угольные горы с многочисленными водяными пушками. На горизонте – рейд для ожидающих судов.
10. Ребятам удалось поднять квадрокоптеры на такую высоту, чтобы стала видна вся ж/д петля целиком. Здесь же хорошо видна и технология переработки. На путях для гружёных составов находится вагоноопрокидыватель (слева вдалеке, синий цех) и примыкающие к нему длинные синие галереи – размораживатели угля. Составы с углём подаются через вагоноопрокидыватель и после разгрузки по дуге оттягиваются на пути для порожняка, чтобы затем отдать эти составы на сортировку и далее снова вернуть их на угольный карьер назначения. Выгружается уголь конвейерами, подаётся на нужный сегмент угольного склада. Затем стакерами-реклаймерами уголь подаётся на закрытые транспортёры к причалу. Как видите, все «грязные» операции здесь минимизированы либо спрятаны в закрытые транспортёры. Емкость склада - 1,2 млн.т. угля.
11. А это – вид вместе с балкерным причалом. Крупные балкеры могут подходить только сюда. Сейчас на фото мы видим два гиганта, один из которых дедвейтом под 200 тыс. тонн, второй – около 70. Загрузка такого гиганта конвейерно-транспортёрным способом занимает около 2 суток, и все эти операции максимально удалены от населённых районов.
12. Вид на финальную часть транспортёрного комплекса и причал сверху. Здесь видно, как снизу подходят закрытые транспортёры с угольной массой, а затем они загружаются в отсеки балкера.
13. Вид на часть угольного склада поближе. Смотрите, слева - цех с вагоноопрокидывателями. От него идут транспортеры на все 4 пути, по которым перемещаются стакеры-реклаймеры, распределяющие по складу разный уголь. Они же и загружают его в другие транспортеры, ведущие к причалу, когда это нужно. Стакер-реклаймер может грузить по 4300 т угля в час.
14. Собственно стакер-реклаймер - чрезвычайно сложная, дорогая и огромная штука, которая может работать с углём в обе стороны (выгрузка/ погрузка) и к тому же интегрирована с системой транспортёров терминала. Делает их Германия.
15. Теперь спускаемся с небес вниз на грешную портовую землю. На берегу вытянутого мыса, немного на отшибе, там построили часовенку. К ней ведет пешеходная дорожка, вдоль которой поставлены юбилейные куски угля, знаменующие некие знаковые рубежи. Например, первый миллион тонн, 10 миллионов, 25, 50 или 100 миллионов. На подходе уже и 200-миллионный кусок.
16. 50-миллионный (и 100-миллионный) кусок с видом на балкерный причал.
17. Тот балкер на погрузке, что поменьше - либерийской приписки. А самый огромный, что по правой стороне стоял - у него черная труба с двумя красными полосами. Флаг японский, грузится на Южную Корею.
18. Плакат у угольного переезда на петле.
19. Система закрытых транспортеров ведёт от цеха с вагоноопрокидывателями к путям стакеров, действующих по 4-м параллельным путям вдоль склада. Длина всех конвейерных линий склада - около 12 км. Причем угольная масса в транспортерах для уменьшения пыления связывается при погрузке ещё и специальным пенораствором.
20. Ну и конечно, у терминала есть и своя энергетика.
21. Всё это выглядит весьма футуристически и окрашено в синий цвет.
22. Сейчас стакер забирает уголь со склада на погрузку в балкер. Непрерывно работает водяная пушка, связывающая пыль.
23. Масштаб механизма огромен.
24. На конце стрелы стакера - будочка управления. Хотя весь механизм со всеми его параметрами работы высвечивается и на экранах операторов в диспетчерском центре (см. ниже).
25. Так что идём к диспетчерам на третий этаж заводоуправления.
26. В центре управления - полутьма. Сидят две женщины - диспетчеры, обвешанные большими экранами.
27. Все параметры работы стакеров высвечиваются на экрана, вплодь до мелких деталей. Ниже - схема склада и путей транспортировки угля.
28. В реальном времени высвечивается и подсчёт итогов работы, в тоннаже. Месячный план - примерно 2,1 млн. т, а в год терминал перерабатывает свыше 20 млн. т. Суточная погрузка на балкеры (средняя) - около 75 тыс. тонн ежедневно. Бывают и пики погрузки по 120-130 тыс. тонн./сут.
29. А эта схема висит напротив экранов.
Смотрите: уголь из порта Ванино сейчас, во время угольного ренессанса, выгодно продавать не только в страны ЮВА, где логистическое плечо относительно невелико, но и во Францию с Испанией (!!!). И это - выгодно сегодня! Справедливости ради, это отчасти ещё и потому, что фрахтовые ставки во время ковидлокризиса упали ниже плинтуса.
Теперь идём в святая святых терминала - цех выгрузки, где стоят два вагоноопрокидывателя, могущие перерабатывать по 4 вагона из 2-х составов одновременно. Вагоноопрокидыватели с системой подземных транспортёров - тоже весьма дорогая и сложная технология, однако на большом масштабе перевалки дающая колоссальную экономию времени и сил. 3 года назад я вам показывал их в Усть-Луге, так вот и в Ванино они есть (а к примеру, в Риге нету).
30. В цехе чувствуется довольно приличная взвесь угольной пыли, так что тут внутри работают в респираторах. Но уже снаружи на улице воздух вполне чист.
31. Вагоноопрокидыватели тут на 2 вагона, как и в Усть-Луге.
32. Взгляд изнутри. Хорошо видны по бокам зажимы для полувагона.
33. По сути, здесь в технологии перевалки есть только одна ручная операция - расцепка двухвагонных пар. Остальное всё без участия человека.
34. Поехали!
34. Ссыпается уголь тоже в сочетании с водяными пушками. Струя бьет и прибивает угольную пыль, хотя и не на 100%. А если дело происходит зимой, то состав проходит по работающей галерее размораживания угольной массы, где она разогревается. Внизу на уровне -6 метров также работает мощнейшая вытяжка, которая дополнительно поглощает пыль.
* * *
Надо также упомянуть, что терминал постоянно обновляется и расширяется, а технологические процессы тут совершенствуются. Первая очередь была рассчитана на переработку 12 млн.т./год, а сейчас возможности увеличились до 24 млн. т./год. Для такого роста приходится инвестировать в технологическое оснащение и дооснащение в районе 5 - 5,5 млрд.руб. ежегодно. (см. также скриншот №2 поста с воплями сетевых невежд).
35. А вот следующая часть будет посвящена другому терминалу, который в перспективе собирается стать не менее масштабным, чем этот. Он находится в северной части бухты Мучке - ещё дальше от Ванино.
Journal information