Так вот, Магадан в его биографии возник совершенно внезапно: в марте 1968 года ему надо было лететь в Одессу на досъемки фильма "Служили два товарища". Одесса упорно не принимала, несколько раз откладывая рейс - так он взял и поменял билет... на Магадан! Вот это по-высоцки поступок. То есть, культовая песня Владимира Семеновича "Москва - Одесса" не случайность - она навеяна его реальной биографией (и магаданский цикл песен, соответственно, тоже не случаен). Более того, поскольку С. Корн установил и точную дату полёта - появилась возможность более подробно понять логистику поэта в его посещении Магадана.
Впрочем, давайте подробно ознакомимся с расследованием Сергея, из которого вытекает и моё логическое продолжение по транспорту.
[...] Первое, виртуальное путешествие на Дальний Восток Высоцкий совершил в начале 1960-х, гг., когда в его репертуаре появилась песня блатного цикла «Мы прибыли этапом в порт Находка...» Позже, в одной из песен, он упоминает Хабаровск, но ни до Хабаровска, ни до Находки так и не доехал. На Дальнем Востоке Высоцкому суждено было побывать только в двух городах: во Владивостоке и Магадане.
Весной 1968 года у Высоцкого заканчивались съемки в фильме «Служили два товарища». Фильм снимался осенью 1967 г., но из-за форс-мажора, съемки не удалось закончить. Причиной стали запои киногруппы, в которых участвовали Янковский, Высоцкий и даже режиссер фильма Евгений Карелов. В результате возлияний, Высоцкий, во время съемки, упал с лошади, Янковский попал в вытрезвитель, а режиссёр оказался в реанимации. Экспедицию пришлось cвернуть и отложить съемки до весны 1968-го.
23 марта 1968 г. Высоцкий должен был лететь в Одессу, но Одесса не принимала, по причине непогоды. Устав сидеть в аэропорту, Высоцкий отправился в справочную, чтобы узнать, есть ли другие рейсы. Оказалось, ближайший рейс отправляется в Магадан. Не долго думая, он поменял билет и полетел на Колыму. Произошло точно так, как описано в песне «Москва - Одесса»: "Мне это надоело, черт возьми, и я лечу туда, где принимают!" Кажется, поступок безумный, но в нем была своя логика.
Дело в том, что в Магадане жил друг Высоцкого, поэт Игорь Кохановский — тот самый, что в молодости учил его играть на гитаре. Как рассказывал Кохановский, ему тогда захотелось поменять профессию (он работал инженером-строителем) и стать поэтом. В начале 1960-х он написал знаменитую песню "Бабье лето", которую исполняла Клавдия Шульженко, а позже и Высоцкий, но поступить в Литинститут, а тем более, напечатать собственную книжку, было нереально. В газете "Московский комсомолец", где он публиковался, ему посоветовали: "Если менять профессию, надо начинать не с московского, а с "Магаданского комсомольца". Мол, езжай в Магадан, сразу выпустишь книжку. Вернешься, вступишь в Союз писателей. Впоследствии так и произошло.
По прилёту Высоцкий пришел в редакцию "Магаданского комсомольца", но Кохановского там не было, телефон его никто не знал, зато дали телефон Нины Кошелевой, с которой Высоцкий познакомился в Москве и знал, что она из Магадана. Она разыскала Кохановского и накрыла стол у себя в квартире. Высоцкий пел всю ночь, а утром друзья отправились бродить по Магадану. Они пробовали найти в городе хоть какой-нибудь зал для выступления, но никто не рискнул взять на себя ответственность.
В тот же день в магаданский театр им. Горького пришла телеграмма из Одессы: на киностудии разыскивали Высоцкого и требовали срочно прибыть на съемочную площадку. 26 марта он вылетел в Одессу и съемки "Двух товарищей", наконец, завершились. Роль поручика Брусенцова в этом фильме Высоцкий считал своей лучшей работой в кино.
(Сергей Корн)
* * *
Случай с песней Высоцкого "Москва - Одесса" и его внезапным полётом в Магадан очень интересный в транспортном смысле и его можно даже раскрутить на детали. Если нам известна точная дата рейса - 23 марта 1968 года, то можно пробить оба варианта по тогдашним расписаниям, и вычислить логистику барда.
Сказано - сделано! Вот я вырезал скрин из объединенного московского расписания 1968/69 гг., перебитого для удобства в Excel. Литера Л - это для летних рейсов, значит все помеченное ею не годится. Остаются всесезонные рейсы, без литер, либо зимние (З). Расписание Аэрофлота на летнее меняется в мае. Итак, смотрим:
Какая получается логистика:
1) Если он ждал рейсы на Одессу - то всесезонных ежедневных рейсов было 4, и все они группировались днем-вечером - между 13.20 и 20.30. Рейсы 879, 887, 877, 881 (слот помечен красным цветом). Одесса не принимает, и тогда в аэропорту Внуково кукуют аж 4 лайнера Ту-104 со всеми пассажирами. Это около 400 человек пассажиров при 90% заполнении. Толпы много, да.
2) Теперь смотрим Магадан. Туда всего 2 зимних рейса - 77-й в 08.25 и 81-й в 16.45. Летних много, да - но у нас-то дело происходит в марте. Значит, есть всего два варианта, вечерний и утренний. Ну, допустим, он идет в кассу и меняет на Магадан. И если он сидит и ждёт в дневном-вечернем интервале свой одесский рейс (а других в марте нет) - то на магаданский рейс ему придётся брать на утро 24 марта.
На дневной магаданский рейс того же дня он никак не успеет: ведь на Магадан рейсы летают не из Внуково, а из Домодедово. А он уже ждет несколько часов одесский рейс. Следовательно - это вечер или поздний вечер, когда он меняет билет. Может даже, около полуночи.
PS. Если смотреть внимательней, то в Магадан по зимнему расписанию 3 рейса - ещё в ночь отправлением 23.15, помечено буквой (3) - 2345. "Зимний" рейс №83. Т.е. самолеты в марте туда летали во вторник, среду, четверг, пятницу. Но 23 марта 1968 - это суббота, и до вторника 26 марта туда рейсов нет. Т.е. все равно вариант-3 отпадает. Остается только утренним в 08.25.
И ещё: ему надо было как минимум переехать из аэропорта в аэропорт, это не так уж быстро. Да, тогда уже ходили экспрессы из порта в порт, но это как минимум +2 часа. Можно и на такси: человек он обеспеченный, 3-5 рублей и переехал. Это быстрей, но все равно не менее часа. И ещё время на регистрацию и посадку, хотя бы 30 минут - тогда всё было не строго, это происходило ещё до первого теракта с Надей Курченко.
Тогда, логически, он летит в Магадан утренним рейсом 24 марта и прибывает в аэропорт Сокол с промежуточной посадкой в Красноярске на Ил-18 в 21.15 московского времени, или в 5.15 утра по-магадански (+8), но 25 марта. Полтора или два световых дня в Магадане - затем вызов от киностудии и он вылетает вечером 26-го марта по магаданскому времени обратно в Москву. Как-то так :)
PPS. Ещё возможный вариант - он мог ждать рейс на Центральном Аэровокзале, он как раз в 1965 г. был введен в строй. Оттуда ходили автобусы на рейсы во все аэропорты Московского авиаузла. Но! Оттуда тоже +1 час 15 мин надо на всё прибавлять. Если бы и не было переезда с порта в порт, то все равно на дневной магаданский он бы не успевал - прочтите внимательней про "задержку до восьми" из той песни:
Я прав, хоть плачь, хоть смейся, - но опять задержка рейса
И нас обратно к прошлому ведёт
Вся стройная, как ТУ, та стюардесса мисс Одесса
Похожая на весь гражданский флот
Опять дают задержку до восьми
И граждане покорно засыпают...
Мне это надоело, чёрт возьми
И я лечу туда, где принимают
"До восьми" - это явно до восьми утра следующего дня, а не до 20.00 того же дня - ибо был плановый рейс ещё и на 20.30. Не зря же он пишет "опять" - то есть, это не первая задержка рейса, и "граждане покорно засыпают" - то есть задержка в ночь. Но тут же - "...и нас обратно к прошлому ведёт": то есть, их уже водили на посадку в самолёт, и значит все же он сидел во Внуково, а не на аэровокзале в Москве в районе Сокола. Туда же отнесем и "...напрягся лайнер, слышен визг турбин" - очередную задержку дали уже после посадки в самолëт.
В общем, песня даёт ответ на многие вопросы этого приключения.
Для общего понимания, снимки того времени:
1. Внуково, 1964. Снимок Харрисона Формана. На Одессу в 1968 летали как раз Ту-104А.
2. Домодедово, 1967. На переднем плане - Ту-104, но у аэровокзала стоят и Ил-18, на котором он и летал в Магадан.
3. Аэропорт Магадан, конец 1960-х.
Journal information