Поначалу в Тайшете был только скромный разъезд, но в 1904 г. здесь построили депо и начал расти пристанционный посёлок. Практически сразу станция оказалась транзитной точкой для ссыльных, следующих в более отдалённые сёла в бассейн р. Лены. В Гражданскую войну здесь имели место весьма серьёзные бои колчаковцев с партизанами, а в мае 1919 г. станцию Тайшет даже ненадолго брала партизанская армия Кочергина, разрушив пути на подходах к ней. Это был уникальный случай тотального прерывания сообщения по Сибирской ж.д.: в тот момент на ней с обеих сторон образовалась гигантская пробка из тысяч вагонов, до Канска и Тулуна.
В 1938 г. Тайшет стал городом, тогда же здесь образовался ж/д узел – именно отсюда стали строить первый участок БАМа до Усть-Кута. К 1951 г. Транссиб соединился с судоходным верхним течением реки Лены, таким образом установив сообщение с Якутией. Линию Тайшет - Братск после войны достраивали японские и немецкие военнопленные. В 1965 г. тайшетский узел стал четырёхугольным: сюда подошла "Магистраль Мужества" от Абакана. В период 1930-1950-х в Тайшете находились управления ТайшетЛАГа, ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа - т.е. здесь фактически была "лагерная" столица Иркутской области. Электрифицирована станция Тайшет в 1960 г. на прогрессивном переменном токе, который тогда был новой технологией.
Давайте посмотрим виды этой станции, осени 2020 года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2449813/2449813_original.jpg)
На карте - вид Тайшетского узла.
На 4513 км к Транссибу подходит Абакано-Тайшетская магистраль, которая затем сливается с ним. Восточнее пассажирской станции Тайшет начинается и грузовая. На 4519-21 км – большая и сложная ж/д развязка на Байкало-Амурскую магистраль, причём БАМ отходит сначала прямо перпендикулярно Транссибу. На востоке узла есть даже разворотная петля с выходом на БАМ, для грузовых поездов, сформированных в парках. Пассажирские выходят на БАМ по более простой и короткой схеме.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2461041/2461041_original.jpg)
2. Мы прибыли сюда с поездом №87 Иркутск-Усть-Илимск на рассвете 17 сентября.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2450134/2450134_original.jpg)
3. Вокзал – послевоенный; но был перестроен в нулевые годы, сверху на него положили купол и видоизменили внутренности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2450288/2450288_original.jpg)
4. Вид сверху (фото Максима Каширина). Близ привокзальной площади – такая же двойная краснокирпичная водонапорная башня, как и в Иланской. Но она находится вне зоны доступа - там сейчас какая-то корпоративная тренажерная площадка. Её покажу в следующей части про город.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2460765/2460765_original.jpg)
5. Станция находится на 4515/4516 км Транссиба. Интересно, что тут указатели - "Запад" и "Восток/Север", "Юга" нет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2450559/2450559_original.jpg)
6. Вид на восток, в сторону грузовой станции и развилки на БАМ. Запечатлён тот редкий момент, когда все пути были пустые. Вообще, тут движение очень интенсивное: буквально через 5 минут после этого фото с запада пришёл грузовой поезд, а второй контейнерный с востока проследовал напроход без остановки. За полдня (за вычетом похода по городу) я тут наснимал штук 30 поездов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2450760/2450760_original.jpg)
7. Серединные пути демонтированы и сейчас идёт перекладка путей для тяжеловесных инновационных вагонов с осевой нагрузкой 27 т. Средний вес поезда на Транссибе неуклонно растёт. Также полностью меняют контактную сеть со столбами на легкие небетонные конструкции. Со времени снимка №6 прошло пять минут, и через станцию уже идёт очередной грузовой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2451099/2451099_original.jpg)
8. Вид на запад, в сторону Красноярска и ответвления Абакано-Тайшетской линии. Идёт очередной бесчисленный угольный состав в порты Д.В. под старичком ВЛ80. К слову сказать, их тут осталось немного, так что я "ловил" каждый такой состав. В основном, конечно, на тяге стоят "Ермаки".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2451258/2451258_original.jpg)
9. Реконструкция путей и контактной сети.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2451661/2451661_original.jpg)
10. С запада идёт пассажирский Красноярск - Северобайкальск под ЭП1.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2451853/2451853_original.jpg)
11. "Ермак"-тройник поодаль ждёт состава, а с запада идёт контейнерный поезд под ВЛ80Р.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2452137/2452137_original.jpg)
12. В этом году контейнерных поездов на Транссибе резко прибавилось, а нефтяных эшелонов - заметно убавилось.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2452280/2452280_original.jpg)
13. А это угольный порожний идет из Ванино, снова за угольком.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2452653/2452653_original.jpg)
14. К вокзалу подали электричку до Иланской.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2452959/2452959_original.jpg)
15. Спускаемся с виадука на площадь и посмотрим вокзал. Впереди маячит царская двойная паровозная водонапорка, которые строили во время предвоенной реконструкции 1912-1914 гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2453191/2453191_original.jpg)
16. Виадук тут, к счастью, с выходами на платформы не заварен, как где-нибудь в Новосибирске или Барабинске.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2453422/2453422_original.jpg)
17. Ну что же, идём на вокзал, мимо кофейни Paris.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2453641/2453641_original.jpg)
18. На здании висят памятные доски: одна старая, советских времен, вторая новая. Первая из них - как раз про эпический налёт партизанской армии Кочергина, когда станцию на несколько дней отобрали у колчаковских войск и тем самым создали грандиозную пробку в тылу Белой армии, закупорив Транссиб.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2453847/2453847_original.jpg)
19. Внутри вокзала - евроремонт середины нулевых, с непременными зеркальными стенами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2454231/2454231_original.jpg)
20. Люстры с зеркальными же плафонами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2454291/2454291_original.jpg)
21. Но если отбросить увлечение новомодными зеркальностями, то внутри всё же попытались приблизиться к сталинскому канону, с квадратными колоннами и сводчатыми арками. Фонари тоже стилем "под ампир".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2454778/2454778_original.jpg)
22. А вот это, конечно, перебор. Выглядт несколько смешно, с такими колоннами "под Хрецию".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2454977/2454977_original.jpg)
23. Один из проходных залов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2455275/2455275_original.jpg)
24. Потолки. Ну, хотя бы не стандартные "подвесные".
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2455461/2455461_original.jpg)
25. Зал ожидания. Наиболее гармоничный из всех вокзальных.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2455773/2455773_original.jpg)
26. Кофейня Paris доступна и отсюда. Здесь же - выставка про историю станции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2455893/2455893_original.jpg)
27. А вот у другой стены зала ожидания - что-то до боли знакомое!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2456341/2456341_original.jpg)
28. Ба! Да это же выставка "Дороги Победы", для которой я делал контент, вместе с Артемом Драбкиным. Доехала и сюда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2456207/2456207_original.jpg)
29. В соседнем кассовом зале - развертка пригородной зоны Тайшета.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2456680/2456680_original.jpg)
30. И текущее расписание. Конечно, ковид сильно уменьшил число проходящих пассажирских поездов, но всё равно тут проходит не так мало.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2456919/2456919_original.jpg)
31. Плакатик из выставки детского рисунка, развернутой тут же.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2457115/2457115_original.jpg)
Теперь выходим смотреть окрестности.
32. Привокзальная площадь с военным мемориалом. Дальше по скверу она упирается в гостиницу "Бирюса", вдоль которой проходит Транспортная улица, параллельная Транссибу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2457442/2457442_original.jpg)
33. Бюст Ленина, советской эпохи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2457880/2457880_original.jpg)
34. И более новый камень к 40-летию БАМа (2014).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2457747/2457747_original.jpg)
35. Правее площади в скверике притаился паровоз-памятник Л-3449.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2458170/2458170_original.jpg)
36. Привокзальная площадь вся утопает в цветах, а чуть дальше даже есть действующий фонтан (!). Но он будет в начале сл. части.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2458575/2458575_original.jpg)
37. Возвращаемся на станцию - я издалека услышал объявление о прибытии поезда №1 "Россия" и побежал смотреть её в новом виде. Пока я шёл, она тоже подходила к вокзалу. Сразу видны вагоны 2-вагонных сцепов без вторых тамбуров. Это новая схема состава, которая была унаследована от "сотки". Сейчас более медленную "сотку" переделали под "Россию" с новыми вагонами, а старую "Россию" преобразовали в №61/62 со старыми вагонами, но быстрым расписанием.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2458661/2458661_original.jpg)
38. Шёл вдоль состава и с изумлением увидел, что у новой "России" теперь стало аж 7 (!!!) багажных вагонов в голове состава. Оттого она и такая длинная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2459093/2459093_original.jpg)
39. "Россия" идёт под электровозом ЭП1П.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2459313/2459313_original.jpg)
Теперь посмотрим немного картинок грузовой станции.
40. Сортировочная горка Тайшета.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2459593/2459593_original.jpg)
41. Роспуск составов тут очень интенсивный - переформировывать приходится и БАМовские поезда в Транссибирские, которые большего размера. И наоборот тоже. Практически работа идёт круглосуточно и без перерыва, по 3-4 состава в час.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2459692/2459692_original.jpg)
42. Замедлители на горке. Их тут целых 3 позиции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2459981/2459981_original.jpg)
43. Есть и отдельный контейнерный участок, без электрификации. Кроме этого, станция имеет несколько грузовых парков, четных и нечетных.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2460300/2460300_original.jpg)
44. Ну а этот кадр, который завершающий, снят на отвороте БАМа от Транссиба и схождении грузовой и пассажирской линий.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2460558/2460558_original.jpg)
Далее посмотрим сам город.
Продолжение следует
Journal information