Поначалу в Тайшете был только скромный разъезд, но в 1904 г. здесь построили депо и начал расти пристанционный посёлок. Практически сразу станция оказалась транзитной точкой для ссыльных, следующих в более отдалённые сёла в бассейн р. Лены. В Гражданскую войну здесь имели место весьма серьёзные бои колчаковцев с партизанами, а в мае 1919 г. станцию Тайшет даже ненадолго брала партизанская армия Кочергина, разрушив пути на подходах к ней. Это был уникальный случай тотального прерывания сообщения по Сибирской ж.д.: в тот момент на ней с обеих сторон образовалась гигантская пробка из тысяч вагонов, до Канска и Тулуна.
В 1938 г. Тайшет стал городом, тогда же здесь образовался ж/д узел – именно отсюда стали строить первый участок БАМа до Усть-Кута. К 1951 г. Транссиб соединился с судоходным верхним течением реки Лены, таким образом установив сообщение с Якутией. Линию Тайшет - Братск после войны достраивали японские и немецкие военнопленные. В 1965 г. тайшетский узел стал четырёхугольным: сюда подошла "Магистраль Мужества" от Абакана. В период 1930-1950-х в Тайшете находились управления ТайшетЛАГа, ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа - т.е. здесь фактически была "лагерная" столица Иркутской области. Электрифицирована станция Тайшет в 1960 г. на прогрессивном переменном токе, который тогда был новой технологией.
Давайте посмотрим виды этой станции, осени 2020 года.
На карте - вид Тайшетского узла.
На 4513 км к Транссибу подходит Абакано-Тайшетская магистраль, которая затем сливается с ним. Восточнее пассажирской станции Тайшет начинается и грузовая. На 4519-21 км – большая и сложная ж/д развязка на Байкало-Амурскую магистраль, причём БАМ отходит сначала прямо перпендикулярно Транссибу. На востоке узла есть даже разворотная петля с выходом на БАМ, для грузовых поездов, сформированных в парках. Пассажирские выходят на БАМ по более простой и короткой схеме.
2. Мы прибыли сюда с поездом №87 Иркутск-Усть-Илимск на рассвете 17 сентября.
3. Вокзал – послевоенный; но был перестроен в нулевые годы, сверху на него положили купол и видоизменили внутренности.
4. Вид сверху (фото Максима Каширина). Близ привокзальной площади – такая же двойная краснокирпичная водонапорная башня, как и в Иланской. Но она находится вне зоны доступа - там сейчас какая-то корпоративная тренажерная площадка. Её покажу в следующей части про город.
5. Станция находится на 4515/4516 км Транссиба. Интересно, что тут указатели - "Запад" и "Восток/Север", "Юга" нет.
6. Вид на восток, в сторону грузовой станции и развилки на БАМ. Запечатлён тот редкий момент, когда все пути были пустые. Вообще, тут движение очень интенсивное: буквально через 5 минут после этого фото с запада пришёл грузовой поезд, а второй контейнерный с востока проследовал напроход без остановки. За полдня (за вычетом похода по городу) я тут наснимал штук 30 поездов.
7. Серединные пути демонтированы и сейчас идёт перекладка путей для тяжеловесных инновационных вагонов с осевой нагрузкой 27 т. Средний вес поезда на Транссибе неуклонно растёт. Также полностью меняют контактную сеть со столбами на легкие небетонные конструкции. Со времени снимка №6 прошло пять минут, и через станцию уже идёт очередной грузовой.
8. Вид на запад, в сторону Красноярска и ответвления Абакано-Тайшетской линии. Идёт очередной бесчисленный угольный состав в порты Д.В. под старичком ВЛ80. К слову сказать, их тут осталось немного, так что я "ловил" каждый такой состав. В основном, конечно, на тяге стоят "Ермаки".
9. Реконструкция путей и контактной сети.
10. С запада идёт пассажирский Красноярск - Северобайкальск под ЭП1.
11. "Ермак"-тройник поодаль ждёт состава, а с запада идёт контейнерный поезд под ВЛ80Р.
12. В этом году контейнерных поездов на Транссибе резко прибавилось, а нефтяных эшелонов - заметно убавилось.
13. А это угольный порожний идет из Ванино, снова за угольком.
14. К вокзалу подали электричку до Иланской.
15. Спускаемся с виадука на площадь и посмотрим вокзал. Впереди маячит царская двойная паровозная водонапорка, которые строили во время предвоенной реконструкции 1912-1914 гг.
16. Виадук тут, к счастью, с выходами на платформы не заварен, как где-нибудь в Новосибирске или Барабинске.
17. Ну что же, идём на вокзал, мимо кофейни Paris.
18. На здании висят памятные доски: одна старая, советских времен, вторая новая. Первая из них - как раз про эпический налёт партизанской армии Кочергина, когда станцию на несколько дней отобрали у колчаковских войск и тем самым создали грандиозную пробку в тылу Белой армии, закупорив Транссиб.
19. Внутри вокзала - евроремонт середины нулевых, с непременными зеркальными стенами.
20. Люстры с зеркальными же плафонами.
21. Но если отбросить увлечение новомодными зеркальностями, то внутри всё же попытались приблизиться к сталинскому канону, с квадратными колоннами и сводчатыми арками. Фонари тоже стилем "под ампир".
22. А вот это, конечно, перебор. Выглядт несколько смешно, с такими колоннами "под Хрецию".
23. Один из проходных залов.
24. Потолки. Ну, хотя бы не стандартные "подвесные".
25. Зал ожидания. Наиболее гармоничный из всех вокзальных.
26. Кофейня Paris доступна и отсюда. Здесь же - выставка про историю станции.
27. А вот у другой стены зала ожидания - что-то до боли знакомое!
28. Ба! Да это же выставка "Дороги Победы", для которой я делал контент, вместе с Артемом Драбкиным. Доехала и сюда.
29. В соседнем кассовом зале - развертка пригородной зоны Тайшета.
30. И текущее расписание. Конечно, ковид сильно уменьшил число проходящих пассажирских поездов, но всё равно тут проходит не так мало.
31. Плакатик из выставки детского рисунка, развернутой тут же.
Теперь выходим смотреть окрестности.
32. Привокзальная площадь с военным мемориалом. Дальше по скверу она упирается в гостиницу "Бирюса", вдоль которой проходит Транспортная улица, параллельная Транссибу.
33. Бюст Ленина, советской эпохи.
34. И более новый камень к 40-летию БАМа (2014).
35. Правее площади в скверике притаился паровоз-памятник Л-3449.
36. Привокзальная площадь вся утопает в цветах, а чуть дальше даже есть действующий фонтан (!). Но он будет в начале сл. части.
37. Возвращаемся на станцию - я издалека услышал объявление о прибытии поезда №1 "Россия" и побежал смотреть её в новом виде. Пока я шёл, она тоже подходила к вокзалу. Сразу видны вагоны 2-вагонных сцепов без вторых тамбуров. Это новая схема состава, которая была унаследована от "сотки". Сейчас более медленную "сотку" переделали под "Россию" с новыми вагонами, а старую "Россию" преобразовали в №61/62 со старыми вагонами, но быстрым расписанием.
38. Шёл вдоль состава и с изумлением увидел, что у новой "России" теперь стало аж 7 (!!!) багажных вагонов в голове состава. Оттого она и такая длинная.
39. "Россия" идёт под электровозом ЭП1П.
Теперь посмотрим немного картинок грузовой станции.
40. Сортировочная горка Тайшета.
41. Роспуск составов тут очень интенсивный - переформировывать приходится и БАМовские поезда в Транссибирские, которые большего размера. И наоборот тоже. Практически работа идёт круглосуточно и без перерыва, по 3-4 состава в час.
42. Замедлители на горке. Их тут целых 3 позиции.
43. Есть и отдельный контейнерный участок, без электрификации. Кроме этого, станция имеет несколько грузовых парков, четных и нечетных.
44. Ну а этот кадр, который завершающий, снят на отвороте БАМа от Транссиба и схождении грузовой и пассажирской линий.
Далее посмотрим сам город.
Продолжение следует
Journal information