В этой части - второй световой день пути, от окрестностей Магдагачи до вечерней Могочи.
2. Восхоящее солнце разбудило меня на перегоне между Ушумуном и Магдагачи.
3. Здесь заметно холоднее, чем на среднем Амуре - вся местность с утра была покрыта инеем, видимо тут уже небольшие заморозки. "У чорта две дачи..." - не зря так говорили про Магдагачи. 900 км от Хабаровска мы уже отмахали, скоро станция.
4. Около 8 утра прибыли в Магдагачи (7494 км Транссиба). Её я проезжал неделю назад в сторону Хабаровска. А в этот раз состав подали на 2-ю платформу и я не пошёл на вокзал. Хорошо, что отснял его 6 дней назад по пути в Ванино. На станции было свежо и холодно, +7 на солнце.
5. Навстречу нам идёт грузовой на восток, ведомый трехсекционником 3ЭС5К. Вообще, ковидлокризис не сильно уменьшил интенсивность движения по Транссибу: на восточном приамурском участке они идут один-за-одним, примерно раз в 10-12 минут. Однако наполнение их заметно изменилось, относительно "мирного" 2019 года. Больше трети составов - это уголек (на восток), или порожняк от уголька (на запад). Сильно выросла доля контейнерных поездов с мягкими тележками. А вот "бочек" с нефтепродуктами сильно поубавилось.
6. Паровоз-памятник Л ("Лебедянка"). После 15-минутной стоянки едем дальше.
7. Сразу за Магдагачами на запад - довольно большое озеро. Солнце встало заметно выше, но иней на траве окончательно ещё не исчез.
8. Станция Талдан (7400 км), 2 минуты. Стрелочный пост сталинской эры ещё живой.
9. А вот вокзал Талдана оделся в сайдинг. Стал унылый и типовой.
10. При этом старые путейские деревянные дома эпохи Амурской ж.д. вполне себе нормально чувствуют, их тут осталось несколько. Но они уже ж/д не принадлежат, поэтому их не сносят.
11. Одному ехать очень комфортно. Я разложил на другой половине стола ноутбук и работал, при этом не опуская свою половину с постелью. А то иначе нормально не посидишь, в "трансформере". Тут или поднимать полку и сидеть комфортно, или лежать, но тогда сидеть высоко и неудобно.
12. Соседка по третьему купе - заслуженная сука ВОХР МПС, сторожит мост через Зею. Сейчас едет на побывку к любимому кобелю на Восточно-Сибирскую ж.д., он сторожит мост через р. Китой. (шутка, если что)
13. Станция Ковали (7339 км). Вот так и выглядят сейчас маленькие линейные станции. Деревянные вокзалы Амурской ж.д. почти все снесены, а здания ЭЦ все поголовно одели в сайдинг.
14. Граница дистанции пути с симпатичным знаком. Тайга вся жёлтая, на Полюсе Холода Транссиба - а мы уже в нём едем.
15. Большой Невер (7322 км). Виден типовой модульный вокзал, который поставили взамен снесенного деревянного. В советские времена это место было важным транспортным пунктом Севера с мощными автобазами: здесь начинался Амуро-Якутский тракт длиной 1157 км - на Якутск и далее на Магадан, соответственно, здесь же были и накопительные склады для грузов на Крайний Север. Так что в 1970-е Невер был в 6-8 раз больше нынешнего, его население превышало 10 тыс. чел. (сейчас - чуть больше 1 тыс. чел.).
16. Около 11 утра подходим к Сковородино, большой станции. Тут я был в 2016-м и писал про него. На фото - подход Рейновской ветви с юга.
В Сковородино моя идиллия кончилась: наш вагон заполнился почти целиком. Человек 20 путейцев зашли внутрь, с какими-то массивными ящиками, ключами, сумками и заняли сразу несколько купе. Зашли они и ко мне в купе, причём сразу трое суровых мужиков. Один был тихий, а двое разговорчивых. Так что я там даже не пошёл на станцию - всё равно мы прибыли на третий путь, а бежать было лень. Пришлось существенно потесниться и все вещи забрать на свою полку. Затем разговорились с ними - ребята ехали до ст. Сбега, т.е. сели всего лишь на день, а в ночь должны были сойти с поезда.
17. На 7305 км железная дорога пересекает мостом реку Большой Невер, причём по нечётному пути – 5-арочный железобетонный виадук, очень живописный. На чётном пути – обычный стальной мост, по которому едем мы.
18. Проходим старую советскую зону в районе ст. Тахтамыгда (7267 км). Вдоль линии тянется длинный забор заброшенной промзоны исправительной колонии; за забором – каменная водонапорная башня и руины цехов. Однако действующая колония строгого режима ИК-5 УФСИН осталась – только она дальше от путей. В сталинские времена здесь базировалось большое отделение БАМлага, которое занималось строительством вторых путей Транссиба (1933-38), а затем и сооружением первой версии "Малого БАМа". Собственно, заключенные строили и аэродром АлСиба поблизости. С сентября 1945 г. тут дислоцировался Амурский лагерь для японских военнопленных.
19. Людей здесь живёт совсем мало, а места суровые. Полюс Холода Транссиба, что ещё скажешь.
20. К двум часам дня добрались и до станции Ерофей Павлович. Подход к ней с востока очень колоритный: линия как бы "облизывает" полукругом путейский поселок и депо, и можно разглядеть разные подробности. Особенно внушают железобетонные водонапорки 1914-1915 гг., строившиеся уже в начале Первой Мировой.
21. Сохранились здесь и корпуса паровозного депо 1913 г.
22. Ерофей Павлович... Ровно 4 года назад в этот день, в 2016-м, я ехал на восток на поезде "Россия" №2 и утром гулял по станции Ерофей Павлович. И вот, по удивительному совпадению судьбы, в 2020-м в этот же самый день 30 сентября я опять еду по Транссибу на таком же поезде №1, но уже на запад! И снова гуляю по Ерофею Палычу. Такая вот удивительная загогулина :)
23. Вокзал тут, хотя и современный (2006), но проект получился очень своеобразный, харизматичный. Пассажиров встречает некое подобие крепости с шатровой башенкой в центре. От "крепости" этой к перрону спускается широченная лестница; а по обеим сторонам от неё возвышаются силуэты ладей, на которых лихие землепроходцы бороздили когда-то дальневосточные реки. Фигуры напоминают устрашающие драконьи головы.
24. На первой широкой платформе у вокзала обустроили и сквер с фонтаном - "за паровозом" (тут стоит паровоз-памятник Э).
25. Креативные скамейки с "паровозными" колесами!
26. А вот местная торговля "бабушками с рук" здесь полностью изведена. Теперь только вот такие магазины-ларьки. А раньше, помню, осенью тут активно продавали ягоду - голубицу, смородину, бруснику.
27. Селфи на память :)
28. После Ерофея Транссиб выписывает совершенно немыслимые петли – не исключено, что это самый «извилистый» перегон на всей магистрали. Постоянные перепады рельефа заставили строителей поступить именно так. Петель тут много, и они зрелищные, если стоять на «правильной» стороне. Вот сейчас я наблюдаю 7-километровую Аячинскую петлю (7080 - 7087 км). А если бы можно было поснимать из открытого окна - кадры были бы совершенно феерические. Но, увы...
29. Аячинская петля - знаковая и географически: тут проходит граница Дальнего Востока и Забайкалья (Сибири). Успел поймать монумент границы областей на 7079 км.
30. Отлично сохранившаяся путейская полуказарма эпохи Амурской ж.д. (1914-1917 гг.).
31. Станция Мало-Ковали (7067 км) в транссибирской глуши. Вот как-то так теперь выглядят мелкие линейные станции в корпоративной окраске. Очень активно используют также списанные 20- и 40-футовые корпуса контейнеров.
32. Ближе к Амазару линия повышается и идёт высоко над рекой Большая Чичатка. Пейзажи тут совершенно изумительные!
33. И ещё излучина Большой Чичатки.
34. Как только мы видим впереди плотину и перепад уровня - значит, подъезжаем к Амазару, он уже рядом.
35. А вот и Амазар (7004 км). В течение 20 лет, в 1990-2010 гг., он имел печальную славу "столицы транссибирского нищенства". Распад СССР ударил по этому месту особенно больно - депо закрылось, лесозаготовки тоже прекратились. Вся работа в посёлке исчезла и с начала 1990-х здесь расплодились целые ватаги маленьких попрошаек, которые ждали подходящий поезд, распределяли между собой вагоны и просили у пассажиров еду, хлеб, деньги и вообще кто что даст. "Дяденька, есть чё-нибудь поесть?", "Тетя, а дайте хлеба!" - не столько просительно, сколько требовательно. Кто не поделил территорию, выгоняли конкурентов. Минут через десять, собрав "урожай", пацаны отходили в сторонку и смотрели на проезжих – держа в руках добычу, кому чем повезло.При удобном случае, конечно, и обчищали зазевавшегося пассажира. Но теперь это в прошлом :)
36. Раньше на Амазаре был здоровенный деревянный вокзал 1930-х гг., длинный и зелёный. Со временем он обветшал, и вот теперь я увидел здесь небольшой модульный вокзал проекта, похожего на Большой Невер (снимок 15), только чуть шире.
37. И это первая станция за 1500 км пути от Хабаровска, где сохранились реликты прошлого века - бабульки, торгующие картохой, варёными яйками и пирожками.
39. Удивительно, что в Амазаре этот старинный обычай так и не извели. У бабушек продаётся даже сера – диковинная для жителя европейской России субстанция. Сама станция не изолирована, не огорожена, пока всё по-старому.
40. За Амазаром – живописный высокий мост на старых опорах 1914 г., через реку Амазар (7001 км). Где-то за ним, буквально в двух-трёх км западнее, находится т. н. "Сталинский утёс", т.е. место, где находился высеченный из скалы профиль Сталина, вошедший в пассажирские легенды. Я смотрел очень внимательно на местность, но так и не понял, на какой из петель он расположен. Видимо, всё же нужно только ножками, пешком разведывать - где же осталась эта взорванная в 1962 г. скала.
41. Станция Германовский (6995 км) с постом ЭЦ посреди тайги, жилья тут нет. Это была самая близкая станция к "Сталинскому утёсу".
42. Попадаются здесь и «мёртвые» станции: вроде бы ничего нет, никто не живёт, но стоят капитальные ж/б водонапорки царского времени и расчищенные пространства, где раньше были пути.
43. А так растительность здесь довольно угнетённая, места холодные, и тут уже довольно глубокая осень. Получается, за сутки мы перепрыгнули из ранней в позднюю осень.
44. Изредка попадаются небольшие островки жилья. Всё жильё здесь – около станций.
45. Линия идёт вдоль реки Амазар.
46. Ближе к 6 вечера достигли станции Могоча (6906 км). Уже вечерело.
47. Наконец увидел новейший вокзал Могочи, построенный взамен привычного мне предыдущего. Стиль – модный сейчас «туркострой». Башенка со шпилем, зеркальные стёкла, округлая арка центрального фасада.
48. Могоча расположена как бы «на балконе» по рельефу - т. е. на уровне второго этажа, поэтому от платформы сразу идёт большая лестница вниз. Здесь тоже всё переобустроено. Памятник Великой Отечественной убран, вдали появился магазин.
49. Ближе к семи вечера двинулись дальше. Могоча расположена на обоих берегах р. Амазар и тянется на запад ещё несколько километров. Кстати, Могоча - это вторая дача "сибирского Чорта" по поговорке (первая, как вы помните, была Магдагачи).
Затем уже окончательно стемнело, и станцию Ксеньевская с монументом электрификации мы прошли уже в темноте. А поздно вечером, около 10 вечера, сошли и мои попутчики-путейцы - на станции Сбега со стоянкой в две минуты. Выходило там аж полвагона – все те, которые загрузились в Сковородино. Правда, один загулявший путеец так и не доехал до этой самой Сбеги. В течение пути он накачивался в соседнем купе, затем начал немножко бузить – и его сняли полицейские по Ксеньевской.
Так что я снова остался один в купе ночевать. Так закончился второй световой день пути.
Содержание цикла "Восточный Полигон"
Продолжение следует
Journal information