Проходит он между Рыбинском и Ярославлем, под паровоз ставится пригородный поезд №6981/6982. Состав уходит утром около 9 утра из Ярославля-Московского и приходит в Рыбинск чуть позже 11 утра, точно можно посмотреть на Я-Расписаниях. Обратный рейс из Рыбинска уходит в 16:24 и приходит в Ярославль уже затемно, к 8 вечера.
Я сперва думал проехать всю длину рейса от Ярославля, но по некоторому размышлению пришёл к выводу, что в Ярославле снимать нет смысла - там станции огорожены, затурникечены и везде охрана. Возможность маневра ракурсами ограничена. Поэтому лучше будет встретить поезд где-то на перегоне и сесть на него до Рыбинска. Путем перебора удобных остановок осталось два кандидата: Ваулово и Лом. Но на первой станции - унылый вокзал, а на второй - старинный. Так и сложился общий план поездки: приезжаю рано утром в Рыбинск, через 2 часа пригородный на Ярославль, доезжаю до Лома, там жду полтора часа паровозного рейса и с ним же возвращаюсь в Рыбинск.
Ниже - рассказ об этой части плана.
Поезд №6982 из Ярославля прибывает на ст. Лом
2. Итак, рано утром прибываем в Рыбинск поездом Петербург - Самара. Он приходит сюда около 6 утра.
3. Нас в Рыбинске встретила настоящая зима с -12°, хотя это было уже 20 марта. На фото - самарский поезд из Питера, на котором мы прибыли.
4. Постепенно стало рассветать. Вид через пути на храм Вознесения Господня (1808). За ней дальше находится ещё одна церковь, гораздо старше, но я в этот раз не пошёл в тот район.
5. А вот и наш пригородный, на котором надо ехать в Лом. Уходит около 8 утра. В пригородном составе было 3 вагона.
6. К моему удивлению, вагоны были новейшие, с магкими креслами и жк-экранами. Я даже и не знал, что ТВЗ стало делать и сидячку для пригородов в новом дизайне.
7. Два туалета на вагон, хоть зассысь в пути! Оба туалета работали.
8. Есть несколько мест со стационарными столиками. В общем, нормальный, комфортный вагон.
9. Ехать до нужной нам станции - 45 минут. Около 9 часов утра мы уже на месте. Ждать придётся немного больше часа.
10. Вокзал станции Лом действительно оказался красивым. Но очень уж "новеньким" по виду: закралось подозрение, что реставрация была совсем недавно. Веранда с торца прямо совсем свеженькая.
11. Вид с другого ракурса на вокзал.
12. Стал рассматривать здание внимательнее. Интересно, веранда - она позднейшая или всё-таки часть аутентичного проекта? Тут дело в том, что у этой линии Рыбинск - Ярославль обособленный статус. Это была боковая ветка от основной мамонтовской линии 1870 года, построенная в 1898 г. А в Рыбинск вела Рыбинско-Бологовская ж.д., построенная почти на 30 лет раньше этой. Затем она стала частью мощной частной Московско-Виндаво-Рыбинской дороги и та начиналась от самого Рыбинска на запад, т.е. в другую сторону. И вот на ней уже строились типовые здания до самой Прибалтики, по прогрессивным на тот момент проектам.
13. Стал уточнять детали. И по старым фото с "Фотолинии" и с "Савеловской глухомани" стало понятно - что веранда-то была и изначально, но совсем другая, более сложная и более суровая по исполнению. А сейчас реставраторы построили в стиле "художник так видит", некую реплику под старое.
14. Ну да ладно, не буду сильно придираться. Вокзал смотрится всё равно симпатишно, не то что сараи брежневской эры и тем более современные модульные туркострои.
15. Рядом была ещё одна красивая постройка, оказавшаяся туалетом типа сортир.
16. И между туалетом и вокзалом - кормушка для птиц, того же стиля :)
17. Через полчаса после нашего приезда в Лом выглянуло солнышко, рассеялись тучи, стало веселее и светлее. Я решил предпринять небольшую прогулку по посёлку, пока жду поезда.
18. Вот старый путейский дом начала XX века, в прекрасном состоянии, жилой и обитаемый.
19. Дом с мезонином, уже подальше от линии.
20. Так и шёл по морозным улицам, скрипя снегом. Солнце выглянуло, но мороз оставался, и неплохой, ближе к -10°.
21. Ещё типовой путейский дом.
22. Сделав эллипс по посёлку, вернулся на станцию. Вид из-под веранды.
23. Правда, немного расстраивало то, что солнце слепило глаза и прибытие состава было под острым углом к солнечным лучам. "Неудачно как, - подумал я, - объект будет чёрным...". А идти вперед по перегону с другой стороны не давал коварный снег - я было сделал попытку продвинуться, но дважды провалился по пояс под вроде бы твёрдый на первую пробу наст. Выбирался из сугроба с верхним твёрдым слоем буквально ползком, набрав в ботинки мелких острых льдинок и злобно матерясь. В итоге встал у вокзала, близ знака "Остановка локомотива".
Вон, паровоз уже вдалеке слышен и чуть виден, пора-пора!
24. Поезд к Лому идёт на подьём, с некоторым напряжением.
25. Вау! Машинист нам делает царский подарок, открывая все клапана!
26. Дым тоже оказался подсвечен под острым углом - так что сюжет "прибытие поезда" получился в итоге реально хтоническим, оправдав самые смелые мои ожидания!
27. Кррррасотищща!
28. Все, притормаживает, надо успеть добежать и сфотать паровоз, а затем сесть в вагон!
29. Бегу к паровозу.
30. Фотографирую "генерала" спереди и мчусь к вагону. Слышу, машинист кричит проводнику - "впусти этого в первый вагон, чтобы успел!". Успел :)
31. Обратно в Рыбинск ехали на удивление плавно и спокойно. В отличие от грузовых паровозов с резкими толчками, П36 вёл состав почти без толчков, столь характерных для "паровозного" стиля движения. На фото за окном продолговатая тень - это от паровозного дыма.
32. Проезжаем Рыбинск-Товарный с огромным элеватором. Едем так же плавно и спокойно. На переездах - аншлаг: люди выскакивают из машин и фотографируют паровое чудо на свои смартфоны.
PS. Ну а про встречу и проводы паровоза в Рыбинске - вторая часть этого рассказа. Там тоже было очень любопытно.
Продолжение следует
Journal information