Итак, Москва периода Реконструкции. 1932-й.
Машины весело снуют потоком по Красной Площади, Мавзолей Щусева уже два года как на месте, год назад взорван храм Христа Спасителя. Рассматривается вопрос о сносе Василия Блаженного и передвижке Минина и Пожарского: для грандиозных демонстраций мирового пр-р-ролетариата нужно гораздо больше места, чем есть в наличии. Но на буклете Блаженный есть: ведь это несомненная историческая жемчужина, и в Политбюро мнения о его судьбе ожесточенно борются.
А на заднем плане, в Зарядье, высятся какие-то грандиозные постройки. Что это?
Кстати, в посте про Ленинград читающие жаловались на засилие красного цвета. А в московских обложках его ещё больше! Такова была се ля ви, господа обитатели постсоветского пространства: красный был официальным цветом Мировой Революции. И никуда от этого факта не деться. Шили красные рубахи и сарафаны, несли на демонстрациях бескрайнее море кумача. Были и духи «Красная Москва» (полностью в красной упаковке!).
Вот, например.
1930 г.
Еще красный, но вечерне-ночной.
1930 г.
Что за памятник, пока затрудняюсь сказать. Но знаю, мои френды вычислят. А больше всего в буклете привлекает символ поднятой руки. Что-то он мне смутно напоминает...
Но это ещё 1930-й, и Германия ещё веймарская и слабая. И стойких ассоциаций пока нет.
1930 г.
Кремль. А за стенами Кремля краны, краны... они строят, строят, строят...
1931 г.
Тоже интересная репродукция Красной Площади. Что там такое циклопическое, слева, вместо эклектического невысокого ГУМа?
1931 г.
Нелюбители красного цвета, пропустите эту обложку! А то придется корвалол пить, ибо его тут не меньше 95%!
Однако отметим, что такая обложка, несомненно резко выделялась среди разложенных на витрине благостных буколических турбуклетиков с кирхами, горками, и маленькими девочками. Тогдашние художники и иллюстраторы тоже были не дураки, какими их сегодня некоторым хочется представить.
1933 г.
Москва старая и новая: и сам буклет так называется. Новая Москва залита электричеством, старая горит редкими робкими фонариками.
1933 г.
Вот эта обложка замечательна заваливающимся набок Мавзолеем (интересно, что это с ним сделали и кто посмел? Террористы? Контра? Антанта? Мировой капитал?), а также небоскребами на заднем плане вкупе с кремлевскими башнями.
1934 г.
Тридцать седьмой. Конструктивизм уже повержен вместе с троцкистами-зиновьевцами, наступает время крепкого имперского стиля. Северный Речной вокзал столицы.
1937 г.
Карта центра столицы. Гостиницы «Москва» еще нет, как видите, её построят спустя два года.
1938 г.
И картинки со Всероссийской сельскохозяйственной Выставки, буклеты для иностранных гостей. Все - 1939 г.
Интересен памятник на башне явно конструктивистских извратов :) Что это?
Национальные мотивы: украинско-белорусское на фоне узбекского хлопка.
Кажется, это центральный вход на ВСХВ. Или павильон какой?
Поправьте меня, если это не так.
(уточнено) Павильон "Земледелие"
Павильон ВСХВ, потом ВДНХ, потом ВВЦ. Какой, уже забыл, но визуально я его помню.
И на закуску, книжка о новой архитектуре Москвы. Рядом равноправно стоят Кремль и Дворец Советов, крупнейшее здание на планете, правда, неосуществлённое.
Ранее было: 1. Ленинград, 2. Украина и Белоруссия.
Journal information