Сейчас, у нонешней поросли, весьма модно этак презрительно сощуриться и вещать через губу: "Ой, эти совки делали самолёт не для людей, там была огромная вибрация и некомфортно, переделали его по-быстрому из бомбера - лишь бы был. А вот американцы сделали самолёт для людей, комфортный и тихий Боинг-747. Патамушта это не совки".
Но на самом деле в момент появления на регулярных рейсах Ту-114 казался людям того времени настоящим чудом и совершил переворот в их возможностях. Тем более что ранние Ту-114 имели три салона, повара и свою кухню, о которой ходили легенды и даже я их застал в своём школьном детстве. Хорошо помню, как на рубеже 60-х - 70-х у хабаровского агентства Аэрофлота на Амурском бульваре на Ту-114 дежурила отдельная очередь, со своими номерками - он был остродефицитен и невероятно популярен, особенно у "северян", летевших через Хабаровск из Камчатки, Сахалина, Магадана, Курил, Чукотки. За первые два класса переплачивали охотно и эти билеты расходились первыми (правда, потом классы сняли, по мере возрастания популярности полётов на самолёте).
Судите сами - в 1950-е из альтернатив от Амура до Москвы был либо поезд 8-9 дней, либо полные 2 суток на Ил-14 с 5-7 посадками и ночёвкой. Затем произошёл первый переворот - в 1956-м полетели Ту-104 и расстояние сократилось до 14 часов с посадками, больше чем вдвое. Ещё 5 лет - и на линию выходит полностью беспосадочный Ту-114. Девять часов - и ты столице! Причём не простые девять, а ещё и с комфортом. Кресла с вентиляцией, полноценные обед и ужин за облаками, конфеты "Взлетные" и журналы с газетами в полёте.
А что касается рева НК-12. Сравнивали-то те люди не с нынешними "тихими" самолётами, а с поршневиками Ил-14 и Ил-12, где не просто трясло и ревело, а неплохо так блевали при смене эшелона или посадке. Так что это считалось небольшими издержками невиданной возможности, по тем временам. Надо же помнить, что Ту-114 был самым первым дальнемагистральником мира - когда ещё не было альтернатив с такими параметрами дальности полёта. И это было ПЕРВОЕ поколение такого класса самолётов. 10 лет он держал "императорскую" ленту (1961-1970), до прихода на мировые линии в 1970-м первых "Джамбо Джет" - не зря же японцы договаривались с Советами о лизинге 114-х в своё время.
Вот любопытная цитата из "Уголка Неба" про отношение к Ту-114 поколения наших дедов:
"После поршневых "Дугласов" и Ил-12, перемещавшихся чуть быстрее курьерского поезда с дюжиной промежуточных посадок, 9 часов на Ту-114 до Хабаровска являли собой что-то космическое. Компоновка салонов первых Ту-114 была выполнена не без влияния интерьеров купейных вагонов дальних поездов и океанских морских лайнеров. Поэтому комфорт на Ту-114 казался рядовому советскому человеку той поры (отнюдь не избалованному удобствами) тоже каким-то запредельным. Ту-114 - это прямо-таки некий социальный виток, взлет общественного сознания."
И про соотношение минусов и плюсов лайнера:
"В области комфорта впечатление пассажиров Ту-114 портил густой низкочастотный шум, который был особенно силен в зоне винтов, в салоне первого класса. По отзывам некоторых бывалых пассажиров, он переносился якобы чуть легче, чем на Ил-18, потому что не был столь проникающим. Опять-таки - после поршневой авиации такие вещи казались пустяками. Ту-114 начал терять "имидж" у пассажиров только с появлением на дальних трассах малошумных Ил-62, когда стало с чем сравнивать.
А вот устойчивость самолета в сильную болтанку, наоборот, существенно повышала комфорт пассажиров. Имея очень прочную (стальные лонжероны!) и вместе с тем гибкую конструкцию (амплитуда колебаний крыла плюс-минус 2 метра по законцовке), Ту-114 превосходно переносил даже сильную турбулентность. Это было незаменимое его качество при полетах через океан во время тропических гроз и циклонов, или при пересечении горных хребтов вроде Гималаев."
Так что с юбилеем тебя, "воздушный император"!
Journal information