Однако есть и вопросы/ недостатки.
1. На 18:49 лектор говорит, что "г. Джульфа - на побережье Каспийского моря". Это не так! Джульфа находится в глубине суши Закавказья, на Араксе и границе СССР - Иран. Она также является узлом ж/д с развилкой линии 1915 года на Табриз, строившейся Российской империей в Персии. Там действительно был приемочный пункт и важная ж/д станция для погрузки ленд-лизовских грузов.
2. Отсюда и ошибка по части портов Каспийского моря. У Коломийца ничего не упоминается про Трансиранскую ж/д, которую усиленно оснащали американцы в 1942 году и которая тогда имела маршрут Бендер-Шапур (приемочный порт в Персидском заливе) - Тегеран - Бендер-Шах (порт на Каспии). Какая-то часть грузов и авто поступала и по этой ж/д, а не только по Трансиранскому автомобильному тракту. Но какая? Из лекции это неясно, так как вопрос обойден молчанием. К 1943 г. эта ж/д использовалась уже более интенсивно.
3. Также непонятно, использовался ли как-то сегмент старой русской железной дороги на территории Персии (Табриз - Джульфа). Всё гнали сушей до самой Джульфы, или все же использовали эту подвозящую дорогу, чтобы не тратить зазря моторесурс техники?
4. И ещё. Существовала перегоночная автодорога с более низкой пропускной способностью - ответвление от основной трассы через Табриз - Джульфу. Она проходила через Решт - Астару более прямым путём на Баку. Про неё тоже не упомянуто. Причем в пограничную Астару как раз в войну протянули и ж/д ветку от Сальянов на Куре - явно для того, чтобы грузить технику на ж/д платформы и не тратить её моторесурс.
Journal information