Собственно, примерно ту же мысль, что и у Алексея в этом ролике, я хотел донести до читателей год назад про Северо-Печорскую магистраль - которая сыграла исключительную роль в устойчивости СССР во время острого угольного кризиса после потери Донбасса и Подмосковного бассейна (63% всего довоенного угля). Если бы не довоенное начало этой стройки - оставшись без угля, Советский Союз мог и потерять Северо-Запад с Ленинградом. И был несколько месяцев конца 1941 - начала 1942 реально на грани этого.
А то ведь у нас как принято для хайпа, особенно у общеполитических журналюг? До предельной точки демонизировать какую-то стройку эпохи Сталина, непрерывно нагнетать ужасы и ни слова не сказать о значимости стройки для последующих страшных событий, о её механизации и методах строительства. Избегают первоисточников и статистики, как могущей порушить нарисованную картину. Северо-Печорская магистраль, Дальстрой, Онежский соединительный пояс, Волжская рокада и проч.
В этом же ролике - статистика, умеренно дозируемая ведущим, но тоже важная для понимания общей картины. Хорошо видно постепенное и серьёзное замещение "зэковского" контингента вольняшками, в том числе и путём перехода освободившихся з/к на положение обычных рабочих и специалистов Дальстроя. При том, что поступлений з/к в Магадан за время войны почти не было, "Дальстрой" работал на самообеспечении. На начало 1941 года соотношение з/к и вольняшек - 70/30, на конец войны - 35/65. При общем населении индустриальной Колымы примерно одного порядка (210 тыс. на начало войны и 175 тыс. на конец войны).
Короче, всячески рекомендую к прослушиванию и просмотру. Можно даже считать эту лекцию антитезой дудёвской "Колыме", которая была построена на хайпе и фальсификациях (её разбирали тут раньше и весьма подробно).
Journal information