Изначальная проблема была в том, что в Союзе картография (атласы, карты, схемы) была упрощенной и со специальными искажениями. Считалось, что незачем простому гражданину знать точные контуры городов, уличную сетку, некоторые дороги, маленькие линейные станции и прочие интересные подробности. А "секретные города" и вообще были полностью стёрты с карт. Не было вообще Арзамаса-16, камчатского Рыбачьего или красноярского Железногорска. Да что там говорить - даже контур Канонерки и акватории морпорта в Ленинграде рисовали частично и приблизительно. В довершение всего в 1973 году атласы - как автомобильные, так и ж/д - упростили ещё и оттуда убрали мелкие детали - небольшие ветки, линейные станции, мелкие реки и т.п. Это называлось "генерализация карт". Всё это в итоге привело к тому, что обычные несекретные советские карты были крайне приблизительны и реальную местность не отражали.
И вот летом 1990 года в "Известиях" появилось изумившее меня объявление от имени ГУГК - некоторые масштабы "открыли" и можно заказать выкопировки с целыми листами. Я очень обрадовался и послал туда письмо с вопросами. В августе 1990 пришёл ответ ЦКГФ - да, делаем, но в связи с большим количеством запросов делаем небыстро. Срок - полгода.
Мы сели с двумя заинтересованными друзьями и составили перечень желаемого. Нужна была прежде всего наша Камчатка - схемы которой были ужасно приблизительны и даже опасны для реальных походов, ну а на десерт я добавил запад Забайкалья, где каждый год бывал у деда с бабушкой и ездил там на велосипеде и на поезде. Отослал в ЦКГФ в конце сентября. Через месяц пришло письмо со счётом - дескать, надо оплатить и тогда будем делать вам ксерокс-копии с наших оригиналов.
Сумма набралась весьма солидная - 156 руб. Конечно, тогда уже пошла некоторая обесценка рубля, но ещё небольшая. Поэтому, если перевести её в стабильные цены 1985 года, это будет примерно 110-115 руб., все равно довольно дорого. Для сравнения - цветная карта-развертка в киоске Союзпечати стоила 3.50, большая карта СССР в Политкниге на всю стену - десятку. Ну что поделать - точных карт же очень хочется! Поэтому Камчатку разделили на троих, а Забайкалье я платил за свои. В общем, пришлось тогда выложить за карты почти треть квартальной премии, около 80 руб., остальное добавили ребята. Сходил, оплатил счёт в сберкассе, отправил подтверждение в ЦКГФ. Это был ноябрь 1990-го.
Прошло полгода, и в апреле 1991 года мне пришла долгожданная посылка из Москвы: целый рулон, завернутый в коричневую плотную бумагу. Торжественно его принёс домой, развернул, и...! Там было много листов-копий на ксероксе. Ребята в Картгеофонде просто копировали на ксероксе А3 свои бывшие секретные карты и зарабатывали на этом деньги. Но надо сказать, даже эти выкопировки, порой не очень читабельные, содержали массу новой для нас информации.
Во-первых, на картах был Рыбачий с Приморским и дорога туда! То, что я видел ежедневно из своего камчатского окна, но чего никогда не было на общедоступных картах. Во-вторых, более-менее реальная сетка дорог с мостами и указанием их проходимости, а также броды, что очень ценно. В-третьих, подробная городская сетка дорог без искажений. Перевалы, подобная сетка горизонталей, кекуры на побережье и т.п. В общем, песня! Мы радовались тогда как дети. Принёс на работу - там интересующийся народ тоже рассматривал это с вожделением. Просили копии с копий, и наверное можно было тоже заработать. Но я отдавал просто так на копирование, воспитание было другое.
Потом я этими копиями пользовался около 2 лет, это была реальная ценность - пока в 1993 году не пошёл настоящий вал бумажных атласов на рассекреченной основе. Ну а потом к концу 1990-х бум прошёл, все что хотели и могли - издали. На советской картографической основе ехали ещё лет 10, а затем картографы стали снова лажать, но уже по-другому - просто дорого было актуализировать карты.
Документы из личного архива:
2. То, что мне прислали из ЦКГФ в августе 1990 г. (условия)
3. Моё задание на выкопировку
4. Конверт со счётом
5. Сам счёт
Journal information