Но не только этим интересна данная станция - впрочем, об этом ниже.
Вокзал Пенза-3
2. К вокзалу Пенза-3 можно подьехать от осевой ул. Тухачевского, которая идёт вдоль восточного берега Суры на юг, а потом пересекает её Свердловским мостом.
3. Ориентир - тёмно-жёлтая сталинка с кафе "Локомотив". Я было пытался туда зайти и испить чая, но кафе было то ли на ремонте, то ли на переучёте.
4. За этой сталинкой вбок заходят троллейбусные провода, а там обнаруживается привокзальная площадь с троллейбусным кольцом. Правда, ни одного троллейбуса я тут не увидел за почти час пребывания в том районе. Ну и конечно, стильное здание вокзала. Год постройки примерно равен году линии - он тут была проложена в 1896-м. Тогда вокзал назывался Рязано-Уральским по имени дороги, номеров ещё не было.
5. На перроне - две пассажирские платформы. ПДС-ы тут не стоят, только пригородный на Ртищево. Пензу насквозь тоже не пройти - тут же переменка, поэтому единственный вариант - только до Пензы-1.
6. Километровый столб тут - 265, но я так и не понял, от какого пункта тут ведётся отсчёт. Дорога была Рязано-Уральская, может от Саратова? Выяснили: от ст. Балашов-1.
7. Вид вокзала Пенза-3 со второй платформы.
8. Но на исторический вокзал РУЖД почему-то не очень похоже. Может, перестраивали и упрощали, по нехорошей современной привычке?
9. Здесь бывал и император Николай II, проезжавший Пензу по пути на юг, 28 июня 1904 года. Сами фото лежат вот в этом жж.
10. Но самая мякотка на Третьей Пензе - это не память императора, а памятник белочехам (!).
11. Причём они-то в 1918-м фокусничали
UPD. Поправка: начинался штурм именно с Пензы-3. Поэтому и памятник тут.
17. Пензенский вокзал отметился сперва разоружением чешских легионеров прямо тут по приказу Троцкого... (март-май 1918)
18. ...А затем бунтом и вооруженным захватом всей Пензы легионерами, после чего они стала врагами Советской Власти и "белочехами". Это произошло 29 мая 1918 года: советские деятели, отдавая приказ, не учли, что Пензенская группа на момент разоружения была численностью 8 тыс. человек и многократно сильней красных отрядов именно в этом месте. Так что белочехи во главе с поручиком Чечеком взяли губернскую Пензу штурмом всего за сутки.
12. Причём памятник был поставлен отнюдь не в замшелые 90-е годы, а в весной 2015-го (!!!), уже после присоединения Крыма и европейских санкций. Вот что пишет Вики:
Официальное открытие мемориала состоялось 23 октября 2015 года. В церемонии открытия приняла участия официальная делегация Чешской Республики во главе с заместителем председателя Палаты депутатов парламента Чехии Петром Газдиком.
13. Фамилии погибших легионеров в боях мая - июня 1918-го. Как мне пояснили, тут фамилии с обеих сторон - как тех, кто перешёл к большевикам, так и собственно чешских легионеров, которых большевики пытались разоружить.
PS. Только-только мы отсняли эту точку, как из вокзала выбежал полицейский:
- А что вы здесь хотели? Вы кто?
(вежливо) - Мы из Петербурга, вот приехали посмотреть на скандально знаменитый памятник. Он же здесь.
- А, хорошо. То, что скандальный - это точно. Тут с ним постоянно что-то случается, мы уже устали от него. Вот вы с камерой, я и подумал...
- Мы просто снимем и покажем у себя, но это не значит, что он нам нравится. Я бы его демонтировал, от греха подальше.
- Это было бы неплохо, и нам спокойней...
(полицейский тяжко вздыхает, кивает и уходит, успокоенный).
14. Затем от вокзала перешли через улицу и прошли по небольшому переулку к протоке Суры.
15. Здесь расположена интересная локация: пешеходный мост на жилой остров Пески, где аж 6 улиц и одноэтажная застройка. А заезд на этот остров со стороны центра города.
16. Теперь перемещаемся за Свердловский мост, южнее - в районе завода "Пензмаш". Здание интересное и мне немного напомнило вокзал Бологое. Стоит колоритная стела с орденом Трудового Красного Знамени.
17. И красные звёзды.
18. Ага, понятно: в 1980 г. завод наградили этим орденом.
19. А необъятная станция тянется и тут. Идём смотреть!
20. Вид на север, в сторону вокзала Пенза-3 и моста через Суру. Развилка - только для мостов.
21. И на юг, в сторону Ртищево. Под нами как раз шёл тяжелый состав под ВЛ10 с новой кабиной. Где-то недалеко этот электровоз взял состав, потому что дальше на юг - только переменка.
22. Затем переместились снова на север, уже к локомотивному депо.
23. Доска Почёта рядом со зданием. Портреты в основном знатных машинистов, но есть и две деповских дамы.
24. Рядом очень кстати оказалась и локомотивная столовая ДОЛБа, чему мы страшно обрадовались: не надо искать в городе место! Гарантированное качество и вполне недорого. Не ошибёшься - по всей России кормят одинаково, по старому проверенному ещё советскому стандарту. Сколько я уже перепробовал по России деповских столовок, не знаю уж даже какая это по счёту.
25. Мой простой, но сытный обед на 210 р.
26. Теперь идём смотреть железку. Вот одна водонапорка, за административным зданием ТЧ.
27. А вот вторая, гораздо старше: типовая водонапорка Рязано-Уральской дороги, ещё и с аутентичным навершием. Год - 1896-1898.
28. Здесь через пути длиннейший виадук, да и самих путей десятка три. Широченная станция.
29. Электровозные стойла для одного типа электровозов. Интересно, какого?
30. Ага, ясно. Это для постоянников: тут стоят ВЛ10. А ведь здесь же где-то и переменники базируются!
31. Вид на север, один из грузовых парков. Вдали немного видна и платформа вокзала Пенза-3 - до него тут около полкилометра.
32. Идём дальше по виадуку. Ба, а это что за такое зеленое? Почему все пути в центре станции так заросли?
33. А это есть не что иное, как поучительная и очень наглядная картинка из серии "Экономическая география СССР". Это те парки Пензы-3, которые сортировали грузы для магистрали Урал / Сибирь - Восточная Украина / Донбасс (Омск - Челябинск - Куйбышев - Пенза - Ртищево - Лиски - Харьков). Вот они, заброшенные 12 путей "украинского" парка. Именно такой объем переработки грузов распад промышленной кооперации Россия - Украина буквально "выдрал" из взаимного обмена этих мощных экономических районов.
34. На одном из "украинских" путей сиротливо стоит переменник ВЛ80.
35. Интересное дело. Если с западной стороны станции в основном - пути для постоянников (ВЛ10/11), то с восточной - пучок путей для переменников. Вот состав взял ВЛ80 и пошёл с ним в сторону Ртищево. А два вида тока разделяет заброшенная серединная часть станции.
36. Вернулись и затем прошли вдоль линии на юг. Вот въезд в депо.
37. А за воротами - та самая советская мозаика, которую не смог найти varandej
38. Советский артефакт - космические ракеты у шоссе.
39. В тенистом сквере - памятник железнодорожникам, участникам Великой Отечественной.
40. Перед воротами въезда в депо проходит ещё один главный путь, который обходит депо. И как раз, на радость нам, навстречу пыхтел тепловоз с составом.
41. Наконец, посмотрим самую южную оконечность Пензы-3, которая раньше была отдельной грузовой станцией под названием Заречный Парк.
42. Платформа Кривозёровка. Здесь уже только переменный ток, станция стыкования севернее. Но два пучка путей и ещё один грузовой парк.
43. Снова на радость нам, со стороны Пензы на юг мчится пассажирский Киров - Анапа под ЭП1М.
44. А по другому пучку путей на север идёт грузовой под полуторным ВЛ80.
45. Не успел пройти первый состав, как следом за ним уже и второй! На этот раз под двойным ВЛ80. Ну и движение здесь! Интенсивное.
В общем, станция очень впечатлила. Действительно, Пенза очень мощный ж/д узел, даже сейчас, при отделённой от России Украине. А была - ещё мощнее!
Продолжение следует
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information