Утром мы пришли на поезд пешочком, и уже начинало припекать. Как покажет дальше дорога, в этот день будет страшенная жара, пожалуй самая-самая за всю поездку. Но что поделать - билеты по маршруту куплены, придётся ехать именно сейчас.
По Сызрано-Вяземской линии на пензенском "Дневном экспрессе"
2. Поезд наш под тепловозом, и идём мы теперь по неэлектрифицированной однопутке. В первые минуты после отправления проходим Арбеково - самый крупный спальник Пензы, про который я тут тоже рассказывал.
3. Сначала вагоны были полупустые - будний день среди недели. Но, на удивление, вполне комфортные, кроме одного - не было кондиционирования. А в такую жару, как мы окунулись, это крайне актуально.
4. Выход в рабочий тамбур. Титан, как видите, аккуратно зашит панелями "под дерево".
5. Туалет. Вполне себе чистый.
6. Умывальник в туалете.
7. Дореволюционная открытка с этой дороги. Она была казённая, так что по ней шли практически все дальние сибирские поезда Империи.
7а. И страничка расписания МПС РИ за осень 1914/ зиму 1915. Обратите внимание, какие поезда обращались по этой, теперь второстепенной, линии.
Во-первых, фешенебельные "Сибирские Экспрессы" 1-2 кл. во Владивосток и Чань-Чунь. Далее, более простые Москва - Челябинск и Москва - Иркутск. Затем, южный Варшава - Ташкент и Петербург - Москва - Ташкент. Ещё: Петербург - Челябинск, Вязьма - Челябинск, Вязьма - Новониколаевск и Вязьма - Самара. Весьма немало для тех времён!
8. Ну что ж, едем. Первая существенная остановка на пути - станция Белинская (в городе Каменка).
9. Здесь стоит указатель на Москву. До неё - 624 км.
10. Водонапорка Сызрано-Вяземской линии.
11. Станция Титово.
12. Станция Башмаково.
13. Провожающие кого-то.
14. Там же была замечена странная водонапорка - низенькая и пузатая. Никогда такой не видел.
15. Станция со странным названием Соседка. Это уже почти граница Пензенской области. Вернадовку я почему-то пропустил - кажется, ел за столиком в это время. От Вернадовки уходит на север соединение с Рузаевским ходом на Рязань, который в царское время принадлежал частнику.
16. Пейзажи Тамбовщины.
17. А это уже река Цна, на которой выше по течению стоит Тамбов.
18. Наконец, вдали показался огромный храм, который мы издалека объезжали минут 6-7 и он всё время был виден. Это уже город Моршанск Тамбовской обл. Этот же храм показан и на царской открытке (см. фото 7)
19. Какие-то индустриальные руины. Видимо, элеватор советского времени.
20. И вот, 15-минутная стоянка в Моршанске. Самый пик жары! Вагон нагрелся, дышать нечем. На станции тоже жарища далеко за 30°. Здесь много народу село во все вагоны.
21. Вокзал Моршанска.
22. Станция Базево (вид из хвостового вагона).
23. Обратите внимание на деревянные шпалы! Кое-где на этой не очень оживленной линии они есть. Темные разводы - это не помехи объектива, а тепловозный дым. Им ощутимо попахивает везде, т.к. окна приоткрыты из-за жары.
24. Какая-то старинная заброшка близ водоёма.
25. Станция Ракша.
26. Мост через мелкую речку Пячка. Смотрите на ограждение - тут ещё остались советские ностальгические конструкции.
27. Линия, надо сказать, довольно живописная.
28. Станция Ремизово. До Ряжска остался всего час.
29. И на деревянном вокзале памятная доска в честь местного начальника станции (1954-1979).
30. Станция Верда с дореволюционным вокзалом.
31. Водонапорка другого стиля, видимо 1920-х или даже 1930-х.
32. В 13-20 наш перегретый поезд прибывает на станцию Ряжск I, где мы вылазим из вагона встречь нещадно палящему солнцу. Приехали. Расстояние в 420 км мы проехали примерно за 6 с небольшим часов, что в общем-то очень неплохо, несмотря на тепловозность линии.
Но о станциях Ряжск-I и II будет отдельный пост, это сама по себе интересная локация.
Продолжение следует
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание
Journal information