Сейчас экс-президента и елбасу Назарбаева не пинает в рунете разве что ленивый. Неудачников сетевые иксперды у нас не любят и над ними словесно издеваются. Но... Ради справедливости, надо отметить, что за 25 лет Назарбаева конфигурация железных дорог бывшей КазССР была полностью переформатирована - достроено аж 8 отрезков, которые объединили в сеть ранее несоединенные сегменты. Бывшая тупиковая станция Дружба стала главным пунктом пропуска контейнерного транзита Китай - Западная Европа (до 5000 составов/год по 2020). Построен еще один вход в Китай для транзита, в основном южного - Хоргос. Построена Средне-Казахстанская линия для прямого выхода из Синьцзяна и Кашгара на порты Каспия. Достроена магистраль Север-Юг от бывшей тупиковой Узени, на Туркмению и далее на Иран. Соединены другие разрозненные магистрали внутри страны. Ситуация, немыслимая для любой постсоветской страны вне региона Средней Азии. То есть, на 1991 г. это была часть ж/д МПС в рамках всего СССР с множеством тупиков на сырьевые комбинаты - а стала разветвленная транзитная сеть, которая теперь позволяет технически перенаправлять транзит из Китая, из Ирана или из Европы через Россию в любом направлении. Можно варьировать потоки при осложнении политической ситуации. По сути, при Назарбаеве с 1995 по 2017 год создан глобальный центральноазиатский Транзитный Узел - без помпы и треска барабанов, тихо и незаметно для глупого сетевого обывателя, живущего только сиюминутными инфоповодами.
И да, важно: это не "злобная коза" в пику нашему отечественному Транссибу, как вещают политизированные комментаторы типа Холмогорова. Вчера встретил у него утверждение такого рода: [...] "Вся конструировавшаяся Китаем система транспортных коридоров в обход России была завязана на "стабильный" Казахстан чуть более чем полностью. И это еще один геополитический повод для России не слишком торопиться с восстановлением единства и стабильности Казахстана.". Так вот, эта озвученная пропагандистская конструкция - искусственная. Во-первых, непрерывные ж/д магистрали без перегруза все идут ЧЕРЕЗ Россию, которую невозможно миновать даже сугубо географически. Во-вторых, Транссиб не может даже технически взять на себя огромные потоки китайско-европейского транзита - он загружен более чем полностью и работает сегодня на пределе пропускной способности. Его главная задача - это внутренние перевозки (которые сейчас опять большие) и обслуживание внешней торговли Росссии с тихоокеанским регионом. А вовсе не международный транзит. И в этом смысле создание "казахстанского транзитного хаба" - это ответ на насущную задачу сухопутного транзита через Евразию, радикальное повышение пропускной способности сверхмагистрали "Восток - Запад" (и она всё равно, так или иначе, контролируется и Россией). То есть, комментатор смешивает две разные сущности, заранее построив в своей голове фантастические конструкции. И сейчас подгоняет ответ под свои личные оценочные воззрения.
Ну а что касается Назарбаева... Я думаю, его наследие рано закапывать в землю. Возможно, произойдёт мягкая деназарбаизация: снятие памятников, и даже обратное переименование столицы. Возможно, хотя и его обязательно. Но "отцом нации" он в этой стране все равно останется, в качестве исторического наследия. То есть, его вряд ли будут полоскать и тотально свергать, как Сталина при Хрущеве и он будет чем-то типа Машерова в нынешней Белоруссии. Даже когда отойдет в мир иной. Ну да, Ататюрка не получилось, но его из истории Казахстана уже не выбросить. Как бы ни хотелось его пнуть посильнее сетевому обывателю из уютной московской квартирки. Что же касается делатинизации языка - то сомневаюсь, что фарш откатят назад.
PS. Две схемы ж/д Казахстана. 1991.
И 2017.
Journal information