Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Дуссе-Алинь на БАМе. Стройка второго тоннеля, разъезд и окрестности

Дуссе-Алиньский тоннель (1807 м) расположен на Восточном участке БАМа на 3382-3384 км магистрали. В его истории интересно то, что он - рекордсмен по подходам к стройке. Его начинали строить и забрасывали... аж 3 раза! Первый раз начали в 1937 и бросили в военном 1942, когда стали снимать рельсы с первого БАМа на Волжскую Рокаду. Второй раз вернулись к проекту в 1948-м и забросили в 1950-м, когда было приказано переместить все силы на ж/д к Сахалину. Через 2 года (1952) одумались и почти полностью достроили этот тоннель к апрелю 1953 г., в конце эпохи Сталина.

Но не тут-то было! Тов. Берия весной 1953 издал приказ о консервации стройки и готовый тоннель простоял ещё 22 года без движения. И когда туда в 1970-е пришли ЖДВ (железнодорожные войска), они застали ствол тоннеля полностью ледяным. Пришлось вырубать лёд кусками, весьма долго; а также частично вытапливать тепловыми пушками. И только за 6 дней до смерти Брежнева, 4 ноября 1982 г., этот тоннель наконец запустили в эксплуатацию.

Восточный портал Дуссе-Алиня (действующий)

Ну а сейчас стали строить рядом второй, для расширения пропускной способности БАМа; его обещают закончить в 2025 г. В июле 2023 г. я побывал на стройке тоннеля и покажу кадры с его строительства, а также первый тоннель и виды притоннельного разъезда.



Схема. Дуссе-Алинь - трассировка на местности. Разъезд находится с восточной стороны.


2. Сперва основная линия БАМа. Восточный ‎портал ‎Дуссе-Алиня. Тепловоз‏ ‎ждет‏ ‎освобождения ‎тоннельного‏ ‎перегона.


3. Ага, ‎перегон‏ ‎был ‎занят ‎- ‎потому ‎что‏ ‎навстречу‏ ‎по‏ ‎тоннелю ‎шёл‏ ‎Фантомас.


4. Теперь ‎на‏ ‎разъезде ‎два‏ ‎тепловоза.


5. ...И‏ ‎как ‎только‏ ‎пришел ‎Фантомас ‎- ‎сразу ‎же‏ ‎пошёл ‎в‏ ‎тоннель‏ ‎новенький ‎2ТЭ25КМ.


6. Табличка на въезде в портал.


Немного снимков из истории тоннеля.

7. Заброшенный сталинский тоннель 1950 года.


8. Начало эксплуатации тоннеля после разморозки и монтажа систем жизнеобеспечения, 1982.


9. Тоннель в 2009 году, ещё без начала стройки второго. Фото Михаила Крайнова.


Идём к тоннельному разъезду.

10. Разьезд ‎Дуссе-Алинь ‎с‏ ‎ностальгическим ‎советским‏ ‎ограждением.‏ ‎Слева ‎маленькой‏ ‎дырочкой ‎виден ‎портал‏ ‎тоннеля.


11. Памятный ‎камень‏ ‎тоннелестроителям ‎рядом‏ ‎со‏ ‎зданием. ‎


12. Километровый‏ ‎знак ‎3384/3385.


13. А ‎это‏ ‎уже ‎западный‏ ‎портал ‎Дуссе-Алиня. ‎Тут‏ ‎у‏ ‎меня ‎не‏ ‎было ‎разрешения ‎на ‎подход ‎близко‏ ‎- ‎так‏ ‎что‏ ‎снял‏ ‎издали.


Теперь идём на стройку второго тоннеля.

14. Пожарный ‎"Урал" ‎на ‎территории ‎БАМТоннельСтроя, на входе.


15. Входим‏ ‎непосредственно‏ ‎в‏ ‎портал ‎строящегося ‎второго ‎тоннеля ‎(с ‎востока). ‎Он ‎правей ‎действующего.


16. Вид‏ ‎на‏ ‎движущийся ‎служебный‏ ‎модуль, ‎который‏ ‎недалеко ‎от ‎входа. ‎Он ‎сделан‏ ‎в‏ ‎форме‏ ‎сечения ‎тоннеля,‏ ‎для ‎удобства‏ ‎обслуживания ‎сводов.


17. Идём‏ ‎вглубь.‏ ‎С ‎этой‏ ‎стороны ‎пробили ‎всего ‎лишь ‎метров‏ ‎300 ‎и‏ ‎нас‏ ‎далеко ‎не ‎пустили, ‎т.к. ‎намечались ‎через ‎полчаса ‎взрывные‏ ‎работы ‎и‏ ‎в‏ ‎конце ‎уже‏ ‎сверлили ‎шурфы ‎под‏ ‎загладку. ‎Своды‏ ‎уже ‎тут‏ ‎забетонированы.


18. Компрессор‏ ‎для ‎нагнетания‏ ‎воздуха. ‎Положен ‎на‏ ‎каждые ‎полкилометра ствола.


19. Внизу‏ ‎- ‎жидкая ‎грязь,‏ ‎так‏ ‎что ‎нам‏ ‎всем ‎выдали ‎сапоги. ‎Идти ‎надо‏ ‎аккуратно ‎и‏ ‎не‏ ‎вступать‏ ‎в ‎ямы.


20. Примерно ‎через ‎200 ‎м‏ ‎от ‎выхода ‎начинается‏ ‎часть‏ ‎с‏ ‎"голыми" ‎тюбингами. ‎Там ‎наворочено ‎много ‎механизмов, ‎и ‎не ‎все‏ ‎мне‏ ‎были ‎понятны.


21. Техника‏ ‎тоннельщиков, для подъема рабочих к сводам.


22. И ‎вот ‎ещё ‎интересный ‎момент‏ ‎- ‎формирование‏ ‎боковин‏ ‎портала‏ ‎тоннеля. ‎Здесь ‎тоже ‎не ‎все‏ ‎так ‎просто, ‎тут‏ ‎и‏ ‎роют,‏ ‎и ‎стенку ‎удерживающую ‎создают.


23. Сапожки ‎после ‎восточного ‎портала. ‎Потом ‎они‏ ‎будут‏ ‎доверху ‎грязные,‏ ‎после ‎западного‏ ‎:)


На восточном конце ‎нам ‎не ‎дали‏ ‎пройти ‎до‏ ‎конца, ‎потому‏ ‎что‏ ‎готовились ‎взрывные‏ ‎работы. ‎А ‎вот‏ ‎когда ‎мы‏ ‎приехали ‎на ‎западный‏ ‎портал,‏ ‎то ‎маркшейдер‏ ‎согласился ‎провести ‎нас ‎до ‎самого‏ ‎конца, ‎где‏ ‎идёт‏ ‎проходка.‏ ‎Тем ‎более ‎что ‎с ‎западной‏ ‎стороны ‎прошли ‎гораздо‏ ‎больше‏ ‎-‏ ‎около ‎700 ‎метров, ‎в ‎отличие ‎от ‎320 ‎м ‎с‏ ‎восточной.

24. Входим‏ ‎в ‎западный‏ ‎портал ‎строящегося‏ ‎тоннеля. ‎Навстречу ‎выезжает ‎подземный ‎бульдозер.‏ ‎Наверху‏ ‎-‏ ‎воздуховод.


25. Идём ‎сперва‏ ‎по ‎полностью‏ ‎сформированной ‎и‏ ‎забетонированной‏ ‎части ‎тоннеля.‏ ‎Сбоку ‎- ‎ниша ‎в ‎технологический‏ ‎проход ‎между‏ ‎обоими‏ ‎тоннелями.


26. А ‎здесь‏ ‎попадаются ‎необделанные ‎начисто‏ ‎сегменты, ‎ещё‏ ‎в ‎тюбингах.‏ ‎Прошли‏ ‎уже ‎метров‏ ‎400 ‎вглубь.


27. Что-то ‎типа‏ ‎бульдозера ‎-‏ ‎выравнивает ‎грунт.


28. Он ‎же,‏ ‎с‏ ‎другой ‎стороны.


29. Шли-шли‏ ‎и ‎дошли ‎до ‎самого ‎конца,‏ ‎где ‎работает‏ ‎шурфовочная‏ ‎машина.‏ ‎Здесь ‎уже ‎только ‎черновая ‎обделка.


30. Поднимаюсь‏ ‎на ‎горку ‎грунта‏ ‎-‏ ‎низ‏ ‎грунта ‎уже ‎разрыхлен, ‎но ‎ещё ‎не ‎вынут, ‎потом ‎сюда‏ ‎приедет‏ ‎и ‎бульдозер.


31. Машина‏ ‎размечает ‎шурфы‏ ‎по ‎хитрой ‎схеме. ‎Потом ‎идёт‏ ‎закладка‏ ‎ВВ,‏ ‎потом ‎подрыв.‏ ‎После ‎этого‏ ‎слой ‎примерно‏ ‎в‏ ‎2 ‎м‏ ‎породы ‎разрушается, ‎и ‎её ‎вывозят,‏ ‎а ‎также‏ ‎формируют‏ ‎проектное ‎сечение ‎тоннеля.


32. Машина ‎наверху ‎ревет, ‎ничего ‎не ‎слышно.‏ ‎Спускаюсь ‎обратно‏ ‎с‏ ‎грунтовой ‎горки‏ ‎и ‎попадаю ‎в‏ ‎большую ‎лужу,‏ ‎куда ‎стекает‏ ‎грунтовая‏ ‎вода.


33. Долго ‎иду‏ ‎затем ‎обратно ‎-‏ ‎700 ‎метров‏ ‎по ‎строящемуся ‎тоннелю‏ ‎это‏ ‎не ‎шутка.


34. Свет‏ ‎в ‎конце ‎тоннеля ‎(с) ‎После‏ ‎похода ‎-‏ ‎помывка‏ ‎сапог‏ ‎и ‎только ‎затем ‎выход ‎на‏ ‎свет. ‎Непросто ‎тут,‏ ‎под‏ ‎землёй...‏ ‎Но ‎дышать ‎можно ‎свободно ‎везде, ‎нормально ‎- ‎воздуховод ‎очень‏ ‎мощный.


Как раз в тот день, когда я там был, тоннельщики достигли рубежа проходки в 1 километр (из 1830 м). Так что в 2025 году этот тоннель перестанет быть лимитирующим местом на магистрали и станет полноценным двухпутным.

PS. Более подробные репортажи с объектов - в "Лаборатории Перископа" (там они выкладываются оперативно и сразу)
- Восточный БАМ-1. Дуссе-Алинь. Разъезд и линия
- Восточный БАМ-2. Дуссе-Алинь изнутри. Стройка
- Восточный БАМ-3. Путь к середине тоннеля

Tags: БАМ, Дальний Восток, железные дороги, инфраструктура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments