Что можно сказать в общем? Старая однопутная сталинская линия на Совгавань в её дикой таёжной первозданности быстро уходит в прошлое. Почти везде на её протяжении - огромный фронт работ. Строятся спрямления линии для тяжелых составов; некоторые уже построены - как, например, перегон Эльдиган - Тудур. Везде большое количество техники. Примерно на половине протяженности отсыпается призма для вторых путей, массово строятся мосты под них. А от Гурской на запад вплоть до Комсомольского моста через Амур не просто строят вторые пути - но ещё и ставят столбы будущей электрификации. Так что линия от Комсомольска на порт Ванино года через 2-3 превратится в электрифицированную двухпутку под тяжелые составы с интенсивным движением. Это, собственно, и есть часть того самого пресловутого "поворота на Восток", о котором сейчас много говорится.
В 2023 году планируется уложить порядка 200 км вторых путей – 1/3 от объёма, который должны выполнить в этом году на БАМе (622 км). Работы осложняются тем, что некоторые участки зажаты между горой и реками, что мешает расширению трассы. Но строители справляются и с этим, применяя особую технологию выемки скалы и отсыпки земляного полотна. Причём делают это без остановки движения поездов. Работы развернуты уже на 19 перегонах; а два из них, Блокпост 9 км – Кумтэ и Кенай – Удоми, уже введены в эксплуатацию. Что это даст в ближайшем будущем? Повышение пропускной способности магистрали в направлении портов на берегу Татарского пролива с 27 до 38 пар поездов в сутки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2994798/2994798_original.jpg)
Станция Высокогорная, раннее утро. Два грузовых состава ждут своей очереди следования на Комсомольск
* * *
В этом фоторассказе я покажу вам, как выглядит на местности расширение линии и фронт работ, на примере отрезка Высокогорная - Пивань (Амурский мост); это примерно половина совгаванской линии.
2. Раннее утро 7 июля, станция Высокогорная. Поёживаясь от холода, бредём к мотовозу, который станет нам пристанищем на целых восемь часов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2994955/2994955_original.jpg)
3. Всё, мы на месте. Заняли места внутри, теперь ждём своего зелёного.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2995274/2995274_original.jpg)
4. Дали отправление. Помаленьку разгоняясь, стартовали на запад. Нам предстоит пройти сперва по старому Кузнецовскому перевалу (рассказ об этом будет в Лаборатории Перископа), а затем спуститься вниз и соединиться с обходом перевала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2995505/2995505_original.jpg)
5. Основная (новая) линия от Высокогорной уходит направо. Сейчас через Кузнецовский перевал идут два хода, старый (1945) и новый (2011). Новый намного положе и имеет длинный тоннель; старый же проложен по высоте с большими уклонами и небольшим тоннелем. При В.И. Якунине построили новый Кузнецовский тоннель и линию спрямили, уменьшив уклоны. Старый путь остался используемым, но теперь нечасто - слишком уж крутой уклон для поездов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2995913/2995913_original.jpg)
6. Прошли за час старый ход через перевал и теперь начали спускаться вниз по серпантинам. Вдали виднеется новая линия обхода перевала, по которой сейчас следует порожний состав угольных полувагонов. А ниже её, в низинке, проходит путь старого обхода, по которому мы минут через 10 тоже проедем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2995975/2995975_original.jpg)
7. Станция Откосная на старом обходе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2996334/2996334_original.jpg)
8. Два пути - старого и нового обхода Кузнецовского перевала - идут рядом. Правее видна подготовка к удлинению путей станции Оунэ, где оба хода соединяются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2996498/2996498_original.jpg)
9. Станция Оунэ. Тут два хода (старый и новый) сливаются в один.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2996932/2996932_original.jpg)
10. Западная горловина Оунэ с выходными светофорами. Вдали видна техника, которая готовила задел под второй путь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2997206/2997206_original.jpg)
11. Далее идём по перегону, где уже готов задел под второй главный путь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2997367/2997367_original.jpg)
12. Иногда сторона будущего второго пути меняется, это уже диктует рельеф.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2997732/2997732_original.jpg)
13. Подготовка водопропуска на перегоне, для обоих путей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2997768/2997768_original.jpg)
14. Идём по трассе небыстро, порядка 40-45 км/ч - так лучше снимать фронт работ и не попадать под обгон грузовых, усложняя работу движенцам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2998168/2998168_original.jpg)
15. А вот тут работа сложнее: нужно вырыть площадку для второго пути под склоном и вынуть из него часть грунта. Справа - река Гур, она долго ещё будет нас сопровождать, по разным сторонам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2998444/2998444_original.jpg)
16. Подготовка к строительству второго моста через Гур.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2998731/2998731_original.jpg)
17. Разъезд Аксака на 147 км.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2998857/2998857_original.jpg)
18. За ним - очень живописный участок вдоль Гура, который пока не затронут фронтом работ (около 10 км). Эти места пассажирские поезда обычно проходят ночью и этот участок редко кто видит при дневном свете.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2999264/2999264_original.jpg)
19. Снова стройка вдоль линии. Подготовка к стройке моста для второго пути через реку Нижняя Удоми.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2999476/2999476_original.jpg)
20. На другом берегу забивают сваи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2999581/2999581_original.jpg)
21. Впереди - станция Уктур.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/2999920/2999920_original.jpg)
22. Подход к ст. Сагджему, 132 км. Впереди - встречный угольный грузовой. Кстати, советские луганки-"фантомасы" почти полностью исчезли, все виденные мной составы ведут новенькие брянские тепловозы. В основном тройники 3ТЭ25КМ, но есть и двойники. Но этот тепловоз серии К2м, т.е. с американским дизелем (таких сделали немного и вовремя остановились).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3000065/3000065_original.jpg)
23. Станция Почепта, 125 км.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3000433/3000433_original.jpg)
24. Дальше Почепты работы уже почти непрерывны. Вот, например, устройство нового водопропуска - "прокол" для двух путей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3000740/3000740_original.jpg)
25. Создание грунтовой подушки для второго пути.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3001038/3001038_original.jpg)
26. 118 км. Участок под обрывистой сопкой с защитой от оползней.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3001231/3001231_original.jpg)
27. Станция Гурское, 112 км. Здесь наш мотовоз меняется на другой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3001691/3001691_original.jpg)
28. "По старым тропам Владимира Арсеньева" (с) На станции Гурское железная дорога пересекается с одним из изыскательских маршрутов В.К. Арсеньева по отрогам Сихотэ-Алиня. Там и поставили памятный знак.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3001429/3001429_original.jpg)
29. Выемка склона для создания второго пути. Объем работ тут явно очень приличный.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3002022/3002022_original.jpg)
30. Встречный грузовой под тройником 3ТЭ25КМ. Здесь уже двухпутка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3002274/3002274_original.jpg)
31. Вышли на новое спрямление линии, построенное в 2019-2021 гг. Перегон Эльдиган-Тудур, 74 км.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3002517/3002517_original.jpg)
32. Спрямление не просто более пологое и оптимизированное для вождения тяжёлых поездов, но сразу же построен и задел под второй путь, который скоро начнут укладывать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3002794/3002794_original.jpg)
33. Путепровод на 71 км спрямления. Здесь пару лет назад пришлось выполнить колоссальный объем работ по насыпке грунта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3002945/3002945_original.jpg)
34. Внизу - старый путь перегона Эльдиган-Тудур, он тоже оставлен рабочим.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3003360/3003360_original.jpg)
35. Красивая кривая с криволинейным путепроводом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3003415/3003415_original.jpg)
36. Старый путь и новое спрямление сближаются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3003648/3003648_original.jpg)
37. Станция Эльдиган (восточная горловина), 63 км.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3004089/3004089_original.jpg)
38. За Эльдиганом, обратите внимание, уже ставят столбы контактной сети под планируемую электрификацию. Второй путь уже уложен.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3004359/3004359_original.jpg)
39. Проходим станцию Селихин, 52 км. Она уже уставлена стойками под электрификацию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3004629/3004629_original.jpg)
40. Между Селихиным и Пиванью - двухпутка, с поставленными столбами под электрификацию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3004916/3004916_original.jpg)
41. Станция Пивань, "нулевой километр" магистрали (и одновременно - 17-й). Отсюда до постройки моста через Амур шла ветка на паром.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3004962/3004962_original.jpg)
42. Выходим к Амурскому мосту у Комсомольска 1975 года постройки. Он сейчас однопутный, но на ВЭФе-2023 объявили, что будут делать мост под второй путь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3005209/3005209_original.jpg)
43. Проходим над Амуром, грохоча на стыках.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3005587/3005587_original.jpg)
44. Финальный отрезок: линия из Совгавани соединяется с линией из Хабаровска (ВОЛК).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3005840/3005840_original.jpg)
45. И, наконец, завершение долгого пути: станция Комсомольск. Мы приехали!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3006087/3006087_original.jpg)
46. Наш транспорт на путях.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop.su/9080476/3006264/3006264_original.jpg)
PS. Выражаю признательность Российским железным дорогам за предоставленную возможность увидеть реконструкцию магистрали с борта мотовоза.
Journal information