Давайте прогуляемся по станционной "бамовской" части райцентра и посмотрим исторические слои застройки.
2. Пригородный поезд из Окусикана (станция близ Северомуйского тоннеля) прибывает сюда около 10 утра. Им прибыл оттуда и я. Формат - "электровоз и один вагон с тётками". Что меня поразило - так это то, что вагон под пригород сейчас новенький, с розетками и кофейным аппаратом. Ехать очень комфортно. Справа виден вокзал, построенный Латвией в рамках шефства над БАМом.
3. Зайдём внутрь. Вокзальные стены и потолок отделаны металлическим покрытием, как на аэродроме. Ощущение довольно необычное.
4. Уровнем ниже на стенках устроена импровизированная выставка БАМовских фото, тут же - и зал ожидания.
5. Такой же металлизированный потолок и у открытого перрона: вокзал как бы простирается на обе стороны двумя длинными крыльями. Крыша сделана синей.
6. Общий вид вокзала, издалека. Похож на огромную избу, или на ангар, с вырезами кое-где. Судя по всему, тут аж 4 этажа внутри. Вокзал на вырост.
7. Напротив через дорогу - гостиница "Центральная" ровно в таком же стиле, как и вокзал. И цвета те же: сине-коричневые.
8. Около вокзала идёт улица им. 70-летия Октября, как параллельная ось вдоль линии БАМа. По другую сторону улицы расположились жилые кварталы многоэтажек.
9. Мы сперва идём по направлению на восток, т.к. там стоит самая знаковая достопримечательность посёлка - "Самолёт".
10. "Самолёт" очень красив и хорошо виден с поезда, отчего привлекает всеобщее внимание. Более точное название памятника – «Изыскателям трассы БАМа». Причём изыскателям сталинской эры, когда не была известна топография огромных пространств тайги. Поэтому в 1930-е гг. стали использовать самолёты с технологией аэрофотосъемки. В те времена это были гидропланы, которые взлетали и садились на воду. Летали с разных аэродромов, но в Таксимо его тогда не было.
11. Так вот, в 1970-е гг. нашли обломки цельнометаллического самолёта в окрестностях Таксимо на озере Баранчеевское. Этот гидросамолёт принадлежал Витимской экспедиции «БАМ-проект» и потерпел крушение 15 августа 1940 г. Обломки были перевезены в музей ВВС в городе Монино, а для памятника была изготовлена копия этого АНТ-4 в масштабе 1:2.
12. Вот табличка к памятнику о характеристиках самолёта.
13. А это другой тип гидросамолётов, которые тоже использовались на изысканиях линии БАМа.
14. Вот так выглядит памятник целиком. К нему пристроен ещё дополнительный сегмент с названиями пунктов, откуда шли изыскания.
15. Вид самолёта АНТ-4 сбоку.
16. За Самолётом мы поворачиваем налево и пойдём по улице Железнодорожников, спускающейся вниз.
17. Вдоль неё рядами стоят БАМовские пятиэтажки 1980-х гг.
18. Дворы пятиэтажек обильно отделаны отслужившими шинами.
19. На другой стороне улице издалека виднелся какой-то диковинный вездеход.
20. Подошёл поближе. Это какой-то гибрид, с кабиной от ЗИЛ-131.
21. Улицы, уходящие внутрь от главных, носят названия Латвийская и Белорусская ‒ по названиям республик, строивших в порядке шефской помощи эту часть посёлка.
22. Вот это Белорусская улица, с весьма интересным проектом двухэтажек. Но подробнее с ними познакомимся дальше.
23. На перекрёстке Железнодорожников и Советской – здание администрации Муйского района.
24. Дальше я пошёл по Советской улице по направлению к реке. Боковые улицы уходят в частный сектор, которого здесь немало, а на красной линии стоит центр досуга «Акварель».
25. Идём дальше. Приметное здание в стиле прибалтийских автовокзалов. Наверное, строили латыши. Сейчас здесь магазин.
26. Вскоре Советская ул. переходит в просёлок между высокими соснами…
27. …и минут через 7-8 я неожиданно выхожу к реке.
28. Река очень красивая; называется Муя. Она как бы облегает весь посёлок, ограничивая его с северной стороны.
29. Вид на северо-запад. Муя примерно через 70 км впадает в Витим.
30. Возвращаюсь обратно этим же путём. Проходим мимо местной школы.
31. Школа здоровенная и построена как крепость, уступами. Наверное, для того, чтобы зимой было меньше заносов внутри.
32. Аллея выпуска 2021 г.
33. Пройдя школу, видим «ленинградский» проект пятиэтажек, очень похожих на северобайкальские. А в левом обрезе кадра – новый проект БАМовских трёхэтажек, которые я ещё покажу в рассказе про Северомуйск.
34. Снова вышел к столбовой улице 70-летия Октября», но по ней мы сейчас не пойдём, а свернём левее на Латвийскую улицу.
35. Вот этот необычный проект двухэтажек со странными вырезами на торцах.
36. Вырезы поближе. Честно говоря, я не очень понял их назначение. Может быть, чтобы лучше дозировать количество снега на крыше? А может, и ещё для чего.
37. Эти дома – типовые, они тут построены вдоль нескольких улиц.
38. Выходим опять к БАМовским пятиэтажкам 1980-х гг.
39. Правее тянется поселковый общественный центр, опять же в латвийском сине-коричневом стиле, где сосредоточены почта, сбербанк, кафе и другие учреждения.
40. Любопытная табличка на входе в магазин.
41. Завершив большой пеший треугольник по этой части посёлка, снова приближаемся к вокзалу.
42. Вокзал Таксимо с другой стороны. Здесь хорошо виден крытый перрон под длинным крылом вокзала. Под крышей – скамейки, где можно летом и осенью ждать поезд. Мой пригородный на Окусикан уже стоит.
43. Таксимо, кроме всего прочего, имеет и свой аэропорт, откуда я улетал в Иркутск. Он находится в отдалённой части посёлка, которую я толком не смотрел, поэтому дам просто его общий план. Вот такое суровое здание.
Journal information