Это самая последняя лодка проекта 941 (ТК-20), она была построена в 1989 г. и вступила в строй в феврале 1990 г. Эта лодка очень активно служила в 1990-е и начале 2000-х, и произвела за это время аж 55 (!) ракетных пусков, в том числе и отстрел полного ракетного боекомплекта в 1997 - в 20 ракет. В 2003 была поставлена на средний ремонт, но так его и не дождалась, а затем истёк гарантийный срок ракет Р-39 (где 1-ю ступень делал "Южмаш" в Днепропетровске) и без боекомплекта она была в итоге выведена из боевого состава ВМФ в 2004-м.
Две "Акулы" на Беломорской ВМБ. Наша, "Северсталь" - справа
Цель похода на ПЛ была не праздная, а конкретная – увидеть своими глазами планировку и масштаб этого подводного крейсера и попытаться понять, каким образом можно будет лодку этого проекта музеефицировать и что нужно сделать, чтобы там когда-нибудь, лет через 10, могли ходить обычные люди как экскурсанты и посетители. В рамках этой задачи один из старших офицеров экипажа провёл нам по этой подлодке фундаментальную экскурсию на 2 часа. Надо честно признать, что под конец экскурсии мы изрядно устали перемещаться между уровнями прочных корпусов и еле шевелили клешнями. Возможно, за время этого похода мы преодолели под сотню высоких трапов и межотсечных люков. Но зато это помогло нам составить достаточно полное представление об этом гиганте подводного флота. Правда, снимки тут будут только из открытых источников, кроме одного - так как "Северсталь" до сих пор – объект режимный, и поэтому мы там не снимали, но внимательно слушали пояснения нашего гида.
Но начну сначала – как заходить на лодку?
В самом начале нас провели по внешнему корпусу вдоль рубки к ракетным шахтам, люки которых были срезаны по договору СНВ-1, чтобы неприятель со спутника видел, что ракет там нет и уже не будет. Глубина ракетных шахт - 18 метров (!), это примерно 6-этажный дом по высоте. Рубка тоже возвышается над корпусом метров на 10.
Так вот, попадание на ПЛ типа "Акула" представляет собой серьёзный квест для человека гражданского. Сперва нужно взойти на палубу, а потом зайти в пространство обтекателя рубки и по трапам подняться наверх, в сумрачное помещение, где по центру проходит толстенная труба салатового цвета для отвода выхлопных газов дизель-генератора. Оттуда есть два пути – либо можно подняться на самый верх (где стоит вахта, когда лодка в надводном положении), либо спускаться в чрево лодки. Но что такое спуститься внутрь на "Акуле"? Это означает лезть вниз по двум последовательным вертикальным трапам, как в колодец. Каждый из 2 трапов – метра по 3,5-4. И вот, спустившись, попадаешь в пространство Центрального Поста (ЦП). Это очень обширное помещение, спланированное вокруг выдвижных устройств, и в частности, перископа. По краям от него со всех сторон ЦП находятся органы управления подводной лодкой, и сам ЦП рассчитан на пребывание не менее десятка человек, включая командира лодки.
2. Стоянка обеих "Акул" на Беломорской ВМБ. Они почти на самом конце длинного пирса базы.
3. Масштаб рубочного возвышения (с захватом и прочного корпуса ЦП). Снимок Олега Кулешова. Мы тоже тут постояли.
4. Метка "55" на рубке - число ракетных пусков с ПЛ. На "Северстали" их больше всех.
5. Верхнее помещение рубки для вахтенных, используется в надводном положении. В подводном - затапливается.
6. Два вертикальных трапа, по которым надо спускаться в ЦП, попадая в ПЛ "с улицы".
Здесь надо отметить вот какую уникальную особенность этого подводного крейсера. Лодка состоит из одного гигантского лёгкого корпуса и аж пяти прочных корпусов внутри. Таким образом, лодка является пятикорпусной! Основных прочных корпусов два – слева и справа, по всей длине лодки. В них находятся как жилые помещения, так и служебные отсеки. Выше и посередине этих корпусов находится прочный корпус ЦП, в который мы попали с самого начала. Кроме того, по отдельному прочному корпусу находится в носу и корме лодки. Носовой прочный корпус – это торпедный отсек. Есть ещё один небольшой кормовой прочный корпус – шлюзовая рубка. Ракетные шахты находятся между двумя главными прочными корпусами, и всё межкорпусное пространство при погружении заливается водой, отчего эту лодку иногда зовут «водовозом».
7. Упрощенная схема ПЛ проекта 941 "Акула".
8. Более подробная схема подводного крейсера этого проекта.
На центральном посту мне удалось наконец увидеть тот самый пульт управления «Молибден», о котором писал певец этой лодки, служивший на ней в 90-е Эдуард Овечкин. И не только увидеть, но и посидеть за ним, и рассмотреть сам принцип управления системами ПЛ. Надо сказать, что этот пульт смотрится гораздо более современно, чем год его производства (конец 1980-х). Видно, что в его создание вкладывались самые передовые решения тогдашней промышленности. В разговоре с офицерами сказали, что подготовка офицеров (или мичманов) для «Молибдена» ‒ это очень ответственное дело, ибо от них зависит жизнь лодки под водой. А их минимум 9 человек - по 3 на смену. «Молибден» управляет не только различными электромеханическими устройствами, но и запорной арматурой, трубопроводами, балластными цистернами и другими важнейшими системами лодки.
Меня ещё поразили в потолке ЦП выдвижные шланговые аппараты дыхания: обычно их нигде не показывают. Это такие красные коробки, которые можно выщелкнуть из потолка, надеть и управлять лодкой в случае задымления или какого-то ЧП. Перископ находится в центре ЦП, и на экран перископа "смотрит" командирское кресло, и рядом - вахтенного офицера по лодке.
ЦП как отдельный прочный корпус находится немного выше двух главных прочных корпусов и как бы посередине их. Поэтому чтобы попадать в основную часть лодки, где прочный корпус идёт на всю длину - нужно по трапу спуститься вниз один пролёт, пройдя через межотсечные люки.
9. Вид на ЦП, если смотреть со стороны командирского кресла (оно чуть попало в кадр).
10. Дежурный офицер ЦП. Работает.
11. Фрагмент пульта управления "Молибден". На самом деле, если вникать в схему и если тебе всё поясняют, то все выглядит очень логично и просто. Но это только на первый взгляд. Управление лодкой и её устройствами - очень сложное и ответственное дело.
12. Выход из ЦП в основной прочный корпус (который по всей длине лодки).
Дальше - очень длинный коридор с различными каютами и служебными помещениями. Затем - ещё один длинный коридор вдоль ракетного отсека. Что интересно, в лодке достаточно просторно; гораздо просторней, чем на обычной лодке, скажем, проекта 641. Личный состав размещается в каютах, похожих на купе поезда. Есть планировка кают, прямо как в купе поезда; но мы видели и ещё одну, более вычурную, где полки расположены по-другому и конфигурация каюты совсем другая. Старшие офицеры живут в двухместных каютах.
Вообще, оба главных продольных корпуса - трехэтажные. Три этажа в каждом! Это не считая других корпусов и ЦП. Я примерно на второй трети нашего похода потерял ориентировку в пространстве и лодка мне стала казаться какой-то бесконечной и непознаваемой.
13. Коридор в правом корпусе. Это уже жилая часть, после ракетного отсека.
14. Интерьер камбуза лодки, где готовят еду.
15. Одна из планировок кают. Эта - "как в поезде". Но есть и другая планировка.
16. В левом прочном корпусе есть и достаточно просторная комната отдыха экипажа, и там же есть ещё и помещение с цветами и шахматами для релаксации между вахтами.
17. Увидели мы и "ту самую сауну" с бассейном. Бассейн сейчас на "Северстали" осушен, но сауна в работе. Бассейн наполнялся забортной морской водой, так что полное ощущение моря в походе было обеспечено.
18. Сауна ПЛ.
19. Кроме госпитального помещения, есть там и тренажёрный зал, примыкающий к нему. Сейчас там стоят два современных тренажёра, а остальные – советские, 1989 г., ещё с выводом параметров на приборы, показывающими параметры здоровья – давление, пульс и др. Вот те коробки по борту и есть эти приборы.
В носовой части - довольно заковыристый переход из правого прочного корпуса в левый через отдельный торпедный отсек-корпус, со спуском и подъемом. Он режимный, туда не зайти, но можно на него посмотреть сверху, там есть такое обзорное окошко. Интересно, почему конструкторы сделали для торпед отдельный корпус? (снимков этого места ПЛ я не нашёл)
Ещё один интересный нюанс на ПЛ – это фосфоресцирующие метки оборудования, по которым можно безошибочно двигаться к нужному узлу и своему боевому посту даже в полной темноте, или со слабой подсветкой.
20. Кают-компаний на лодке две - одна для рядовых и старшин, вторая офицерская. "Но рацион кормежки для всех совершенно одинаковый", сказал нам наш сопровождающий. Офицерская, правда, немного более парадно выглядит - так как она используется ещё и для совещаний командного состава. Сейчас в ней на "Северстали" устроили мини-музей подводного флота мира (а на "Дмитрии Донском" - музей Куликовской битвы).
21. А это мы с товарищем по походу (Андреем Селезовым) в кают-компании "Северстали". Тут у них другое оформление.
22. Были мы и в реакторном отсеке. Активная зона сейчас выработана, но сам по себе реактор полностью работоспособный, если перезагрузить топливо. Точней, два совершенно идентичных реактора в двух прочных корпусах - ведь это лодка-катамаран. В отсеке можно было даже заглянуть в окно, где видно зону обслуживания реактора. Мы посмотрели на левый реактор, а потом нас провели в центр управления реактором и турбинным отсеком (вот его нет в открытых источниках) и немного "на пальцах" (т.е. на пульте управления) показали, как управлялась лодка в смысле движения. Правда, до турбинного отсека мы уже не дошли, а воспользовались близлежащим гальюном и полезли обратно в ЦП по трапу.
23. "Окошко" в зону обслуживания реактора.
24. Инструкция в гальюне. Как пользоваться в походе. На берегу, правда, попроще :)
25. Две "Акулы" на Беломорской ВМБ. "Северсталь" - ближе к причалу, "Архангельск" - дальше. Видны срезанные люки ракетных шахт.
26. Зимний снимок Славы Степанова - тут ракурс на стационарную стоянку двух "Акул" получше.
27. Снимок времён строительства лодки на "Севмаше". Хорошо виден катамаранный принцип планировки ПЛ и места под ракетные шахты в промежутке между ними. Начало 1980-х.
28. И, на десерт - "Северсталь" на базе в Нерпичьем, эпохи активных походов лодки до 2002 года (пока был не выработан ресурс ракет).
* * *
В целом, конечно, ПЛ проекта 941 является, на мой сравнительный взгляд (а я побывал на 8 разных ПЛ), самым уникальным произведением советского технического гения в области подводного флота и поэтому хотя бы один корпус надо бы сохранить для потомков, как демонстрацию наивысшего технологического уровня той эпохи. Но об этом поговорим отдельно - скоро будет опубликован наш разговор с депутатом Госдумы от Северодвинска, корабелом Александром Юрьевичем Спиридоновым, где эти вопросы мы затронули более предметно и подробно.
В посте были использованы следующие источники:
1) "Медиапалуба"
https://paluba.media/news/40534
2) "Российская газета", 2019
https://rg.ru/2019/09/27/nepotopliaemyj-raketodrom-chem-unikalna-rossijskaia-apl-dmitrij-donskoj.html
3) Отчет 2004 года от igor113:
https://igor113.livejournal.com/27205.html
4) Блог Олега Кулешова и его снимки на Корабел.ру
https://kuleshovoleg.livejournal.com/344591.html
Благодарю всех товарищей, поучаствовавших и содействовавших нашему походу на эту уникальную подлодку.
Journal information