(Начало тут)
САЮ - Спиридонов Александр (депутат Госдумы, зам.пред. комитета ГД по промышленности и торговле)
ССГ - Сергей Сигачев (автор ТГ-канала "Блокнот Перископа")
* * *
ССГ: Ещё хотел поделиться впечатлениями об Архангельске. Мы в основном, конечно, были в Северодвинске, но всё-таки два световых дня провели в Архангельске и кое-то сумели посмотреть, центральную часть и набережную Двины как минимум. Для меня было большим открытием, что это не такой депрессивный город, как мне рисовали в Сети и что я про него читал - «треска, доска и тоска». Эта поговорка про него очень в ходу. И что там всё «серое, скучное, всё застроили брежневскими домами».
Абсолютно не так! Я во многих городах бываю, по сути своей деятельности, и могу сравнивать. И с удивлением увидел, что Архангельск – весьма динамичный город. Центр с длиннейшей, реально гигантской набережной Северной Двины. По длине набережной я не могу даже ни одного аналога подобрать. Самара разве что, но и там короче. То есть город фасадом выходит к огромной реке. Это очень красиво. И сама набережная оборудована очень неплохо, с различными локациями, памятниками, причалами и так далее. И мне думается, что Архангельск большие шансы имеет как туристический центр.
Северная Двина, морское судно на реке и мост
То есть, имеет место дурацкий шаблон города – «депрессивный», но это явно неактуально, потому что там ведётся интенсивное жилищное строительство, и там много красивых и интересных достопримечательностей. И город выходит «лицом» к огромной реке. И в связи с этим у меня к вам такой вопрос. А вы как вообще оцениваете перспективы Архангельска, его развитие как города и как туристического центра?
САЮ: Стоит сказать, что Архангельск - это региональная столица. И не только региональная, но через Архангельск проходит и Северный морской путь, и у него очень давняя, интересная история, связанная с тем, что это был вообще самый первый международный порт России, через который мы когда-то торговали с всей Европой.
Если посмотреть старые картины и рисунки, то на них это ярко отображено: город, сотни купеческих кораблей, которые приплыли сюда. В Архангельске же была первая победа России на море, над шведской эскадрой. Здесь впервые был продемонстрирован современный российский флаг, Петром Первым. Поэтому у него огромная история. Сам город очень интересный и уже сегодня туристы со всей страны приезжают в Архангельск.
Буквально недавно к нам приезжала делегация и мы не могли им найти гостиницу, поскольку всё было занято туристами. Поэтому уже сегодня туристический потенциал вполне реализуется. И я думаю, что поток туристов будет расти ещё.
Ещё, через Архангельск очень удобно летать на Соловки. Соловецкие острова - тоже часть Архангельской области, там находится всемирно известный монастырь. И огромное количество туристов именно через Архангельск летят, потому что здесь 40 минут полёта до Соловков. Плюс у нас люди едут в Северодвинск на остров Ягры – хотя это уже больше внутренний туризм. Там прекрасные пляжи и летом, когда бывает хорошая погода, там собираются тысячи людей позагорать и погреться на берегу Белого моря.
Кроме того, у нас очень красивая природа и есть Малые Карелы. Вот в следующий раз обязательно советую заехать в Малые Карелы. Это музей деревянного зодчества, там собраны памятники деревянной архитектуры не только с Архангельской области, а в целом с Русского Севера. У нас огромное количество деревянных храмов, которые, к сожалению, разрушаются постепенно. Но мы сейчас боремся за то, чтобы выделили средства на противоаварийные и реставрационные работы.
У нас очень красивый город Каргополь, такой ковчег русского православия. Там очень красивые храмовые комплексы. Поэтому в целом Архангельская область очень привлекательна для туризма и в случае, если у нас появится ещё и такой технологический туризм, я думаю, что это будет иметь такой комплексный, синергетический эффект.
Набережная Северной Двины в Архангельске
ССГ: Ну да, согласен. Я больше даже имел в виду не саму область, она большая, а про сам Архангельск и его непосредственные окрестности. Меня всё-таки, скажу честно, удивила такая динамичность города, и эта огромная набережная. Я обязательно сделаю пост про Архангельск с набережной и про Северодвинск с набережной Белого моря, которая на острове Ягры. Мы тоже там побывали и проехали остров от памятника Ченслеру и до дальнего мемориала умершим от ран в госпиталях Молотовска.
Про сам Северодвинск хочу отметить, что у него наиболее интересен остров Ягры. Но и центр города интересный, с его причудливой смесью деревянной архитекуры и величественных сталинских домов. Город такой специфический, рабочий и одновременно самодостаточный и ему не нужен Архангельск, там вообще всё есть. Начиная от театра и кончая маркетплейсами, поликлиниками, разными магазинами и так далее. То есть там есть всё для повседневной жизни. Северодвинск как город вообще неизвестен среднему российскому человеку - кроме того, что там какой-то секретный завод и там строят огромные атомные подводные лодки.
И вот ещё один момент очень интересный вспомнил из нашей прошлой беседы - когда я вас пытал насчёт того, почему Архангельский порт такой маленький и развивается плоховато, в сравнении с Мурманском. Приехал туда и сам увидел своими глазами - мои вопросы отпали. Порт находится в дельте реки и река со своими глубинами задаёт ограничения. Там есть, конечно, морские суда, но такой порт, как в Мурманске, сделать невозможно. Так что ограничения у него объективны. Хотя до отдаленных районов порта я не добрался - Экономия, Соломбала, мало времени на это было.
И всё-таки по порту Архангельска тоже напрашивается вопрос. Какие-то у него хоть есть перспективы с такими параметрами? В какую сторону ему есть смысл развиваться?
САЮ: По развитию Архангельского порта уже принято решение всё-таки развивать его возможности. Сейчас рассматривается и возможность строительства глубоководного порта, то есть ближе к самому морю. Здесь есть, конечно, очень важные моменты, связанные с тем - почему, например, нельзя развивать только один порт в Мурманске? Да, там глубины намного больше, там он незамерзающий из-за тёплого течения Гольфстрима, поэтому через него с точки зрения логистики работать комфортней. Хотя и там есть проблемы, связанные с пропускной способностью железной дороги, которая на сегодняшний день не всегда справляется с тем объёмом грузов, которые необходимо перевозить.
Но кроме логистики, есть ещё и стратегические вопросы. Мурманск всё же достаточно близко находится к потенциальным противникам, которые на сегодняшний день, можно сказать, уже не возможные - а действующие. И в случае начала боевых действий он будет находиться недопустимо близко к линии фронта. Поэтому делать ставку только на один порт нельзя: с точки зрения стратегии развивать стоит несколько портов. И здесь Архангельская область, что естественно, является более безопасной точкой, через которую можно будет с гарантией осуществлять морские перевозки.
Поэтому развивать Архангельский порт есть смысл. Понятно, что крупнотоннажные суда сюда заходить не смогут, но среднетоннажный флот вполне может работать на таких глубинах - и сегодня он также очень востребован и на Севморпути.
Морские суда в Архангельске грузятся и прямо в центре города
ССГ: Спасибо большое, Александр Юрьевич, рад был с вами увидеться и обменяться мнениями. Ещё раз огромное спасибо за то, что вы поучаствовали в нашей истории с поездкой на Север и мы смогли посетить эти уникальные объекты, подлодку и Севмаш.
САЮ: Да, вам тоже спасибо за интерес. На связи.
Journal information