Давайте не спеша пройдём по музейной набережной вдоль Преголи и посмотрим, что же здесь выставлено. Мы побывали в музее в середине октября 2024 г., и поскольку нас заранее отрекомендовали благодарные френды, то попали мы в него как гости директора. Поэтому мы не только осмотрим музей в целом - как он выглядит в комплексе - но и покажем второй частью некоторые объекты посещения, которые мы выбрали из множества возможных (корабль космической флотилии связи «Виктор Пацаев» и плавучий маяк «Ирбенский»). Это была всего лишь небольшая часть музея - но и на это у нас ушло пять часов времени! Поэтому не зря я сравнил его с Эрмитажем: музей реально огромен, и даже за день осмотреть все его владения невозможно, на это нужно больше времени.
2. Раньше музей выделялся вдоль реки только рядом кораблей, пришвартованных с северной стороны Преголи. Но в конце 2010-х на набережной стал расти огромный шар с изображением Мирового океана. Вскоре это будет главным корпусом музея; до открытия остаётся немного – около полугода. И рядом с шаром стоит ярко-красный плавучий маяк, который дополнительно выделяет это место, поневоле цепляет взгляд.
3. Два сравнительных фото реки Преголя, которые я сделал в 2016 и в 2024 гг. Верхнее – без шара, а нижнее – уже с шаром. На верхнем виден рыболовный траулер, а на нижнем – плавучий маяк. Траулер я сейчас не застал, он ушёл в док. Но, как видите, облик набережной заметно изменился.
4. Небольшой мыс перед мостом ограничивает памятник «Пионерам океанического лова». Это не просто так, ведь Калининград – это база большой рыболовецкой флотилии, которая осуществляет лов в северной и южной Атлантике. В 2009 г. к этой стеле пристроили фигуру Николая Чудотворца, покровителя моряков и рыбаков дальнего плавания. Он покровительствует и защищает их в открытом океане.
5. Теперь мы переходим на набережную и вступаем на большую территорию музея. Первым сейчас стоит плавучий маяк Ирбенский, который мы в этот раз тоже осмотрели, о чём речь будет дальше. Рыболовный траулер сейчас ушёл в док.
6. Поодаль стоит научно-исследовательское судно «Витязь». Построен корабль был в 1939 году в Третьем рейхе на верфи Бремерхафена под именем Mars и после войны по репарациям передан СССР. Затем его переоборудовали в океанологическое судно Это уникальное по своей истории судно, прошедшее между 1949 и 1979 гг. 65 экспедиций по морям и океанам, и именно с него началась громадная коллекция этого музея. Вокруг «Витязя» музей рос и развивался, наращивая экспонаты. Первые посетители пришли на его борт в 1994 году.
7. «Витязь» пришвартован как раз напротив главного корпуса музея, выполненного в виде кубов воды с надписями максимальных глубин океанов. Обратите внимание, что музей признаёт существование пятого, Южного океана.
8. В главном корпусе находится множество разных экспозиций, аквариум, кафе, лекторий и большой светлый зал с выставленными там глубоководными аппаратами для познания глубин океана. В центре - самый большой - стоит глубоководный аппарат «Мир-1», на котором впервые в истории было выполнено погружение к пароходу «Титаник» для сьемок одноименного фильма, что принесло этим аппаратам всемирную славу.
9. Этим аппаратом обследовали и затонувшую подлодку «Комсомолец», а затем и АПЛ «Курск». Рабочая глубина погружения такого аппарата – 6 км. В 2008 г. этот и второй аппараты серии провели глубоководное погружение в озере Байкал. В одном из сеансов погружения участвовал президент В.В. Путин.
10. Однако мы продолжаем идти на запад вдоль длинной музейной набережной. Следующий на очереди – корабль т.н. космической флотилии связи «Космонавт Виктор Пацаев». Один из тех, кому повезло - так как подавляющая часть "космической флотилии" сгинула на корабельных разделках после распада СССР. На нём мы тоже побывали, и далее о нём будет рассказано подробнее. Рядом с его причалом устроена выставка якорей.
11. Музейная набережная – достаточно широкая, и вдоль неё построены различные корпуса и строения разного назначения. А в проходе устроена выставка «Маяки России».
12. Более того – на некоторой части набережной сохранились старинные строения, включённые в общий музейный контур, а посреди небольшой площади, вымощенной брусчаткой, сохранился старый фонтан, ещё прусских времён. Но сейчас он был выключен.
13. Дальше к западу стоит музейная подводная лодка Б-413 проекта 641. Это дизельная лодка, она была построена в Ленинграде в 1968 г. За время службы совершила 12 дальних походов и патрулировала в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах. В 2000 г. она была передана музею с выведением из боевого состава ВМФ.
14. Взгляд назад: на «космический» корабль «Виктор Пацаев» с шаром на корме.
15. Напротив причала с лодкой расположился куб воды с названием H2O. Здесь сосредоточились военно-морские экспонаты музея, которых тоже довольно много. Тут они собраны в одном месте, компактно.
16. Имеется как закрытая, так и открытая экспозиция с образцами торпед, крылатых ракет и пусковых установок.
17. Рядом с корпусом H2O стоит сверхмалая подводная лодка «Тритон» для диверсионных действий.
18. Здесь же Преголю пересекает старый железнодорожный разводной мост, временно превращённый в кафе (один из его пролётов, северный). Мост пока не действующий, но в будущем может быть отреставрирован. Постройка ещё немецких времён.
19. Завершает экспозицию на самом западе военный гидросамолёт Бе-12. Этот самолёт музейный, но его братья по классу ещё несут службу в Вооружённых Силах России. А эта летающая лодка доступна к осмотру посетителями.
20. Естественным ограничителем музея по территории служит разводной железнодорожный мост через Преголю, соединяющий северный и южный вокзалы Калининграда (1926 г.). По реке снуют небольшие прогулочные суда, а на горизонте виден лес кранов: там расположены морской торговый и рыбный порты, ниже по течению реки.
21. Завершим наш обзор территории музея видом с верхней палубы «Пацаева». Слева расположен нынешний главный корпус музея. Ещё дальше – голубой шар Мирового океана, это будущий корпус музея. За ним выглядывает остроконечный шпиль – это уже сердце старого Кёнигсберга, остров Кнайпхоф с Кафедральным собором и могилой Иммануила Канта. Справа стоит научно-исследовательский корабль «Витязь» ‒ первенец музея.
В продолжении расскажу вам о некоторых судах Музея Мирового океана подробнее.
Journal information