Красота, конечно, неописуемая – синяя река, лысые мощные сопки и скалы с одной стороны, лесистые сопки – с другой. К этому же надо прибавить и патриархальность самой ветки – небольшую скорость, отсуствие всяких цивилизационных добавок типа электрификации, линий связи и прочих ж-д сооружений, что так мешает на Транссибе (с точки зрения сьемки, конечно).
Впрочем, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Смотрите.
Как только мы стронулись с Куэнги, то, к изумлению остального вагона, немедленно и плотно оккупировали оба открытых окна плацартного вагона – я со стороны проводника, Бодо – со стороны курительного тамбура, вытащив свои камеры.
Почти сразу после Куэнги переезжаем реку Укурей, впадающую в Шилку.
Позади – мост через Укурей.
Вот так проложена дорога, строго по Шилке и вдоль гряды сопок.
Обзор Шилки назад, на запад.
Кое-где попадаются песчаные острова.
Огороды с картошкой и пастбища для скота.
20-й км линии, посёлок Баян.
Населенных пунктов тут мало, и они маленькие.
Изгиб Шилки повторяет железная дорога, и становятся виды вот такие красные увалы.
Огромная и совершенно лысая сопка. С неё, должно быть, открываются фантастические виды...
Единственная станция на пути – Кокуй.
Вот так выглядят местные жители.
Кстати, перед Кокуем ко мне подошел вежливый молодой человек, лет 25-ти, и спросил, а кто мы?
Я сказал, что путешественники с Запада, на что он снова спросил: а куда вы едете?
- В Сретенск, - ответствовал я.
Молодого человека это так безмерно удивило, что было даже видно по выражению лица.
- Вот это да... а у нас разве есть что смотреть? К нам никто не приезжает.
- Ну а вот мы приедем.
- Так у нас нечего смотреть, точно вам говорю. Пустыня, и работать негде.
Я стал ему обьяснять про конечный пункт исторической ж.д., про то, что в Сретенске во времена оны было 3 (три) пароходства, и т.д.
Послушав, он задумчиво ответил:
- Да... надо же... ну может быть. Точно, у нас есть в центре интересные здания, царские. Только в них нет ни канализации, ни водопровода. Как и во всем городе.
- Гостиница-то у вас есть?
- Да есть вроде... да...
Мы разговорились, он стал рассказывать про Сретенск, вспомнил про то, как лет 12 назад его одноклассник с друзьями нашел в подвале замурованную пачку царских ассигнаций и чего-то там ещё. В общем, он очень хорошо скрашивал сьёмку, дополняя её подробностями, и самое главное – заранее меня предупреждал, что впереди будет интересного, чтоб я мог приготовиться. Кстати сказать, и проводник был к нам очень предупредителен, тоже говорил про интересные места, и постоянно спрашивал, а не хотим ли мы чайку – видимо, ему было приятно, что мы ехали именно в его вагоне.
Прощание с молодым человеком (уже перед Сретенском) получилось тоже очень интересное – я дал ему свою визитку с сайтом Транссиб.ру и предложил зайти и посмотреть его.
- Ага, непременно посмотрю. Вот зимой собираюсь на сессию в Читу, там зайду на Интернет, и посмотрю!
- Ну, удачи тебе!
- И вам удачи, смотрите получше наш Сретенск :)
- Непременно!
Вокзал Кокуя.
В пристанционном скверике - памятник героям гражданской войны, с варварски сорванной частью из цветного металла.
В Кокуе находится Сретенский судостроительный завод, бывший когда-то ведущим предприятием по производству судов Речфлота. Совершенно понятно, что по железной логике социал-дарвинизма он должен был в начале 90-х разориться, выбросить оттуда всех работающих (а это несколько тысяч человек) и превратиться в памятник Девяностым, правда, не такой масштабный и зрелищный, как Петровский металлургический завод.
Забор сохранил и законсервировал свидительства ушедшей эпохи. Падение было быстрым и резким, в 1993-м завод полностью закрылся.
Еще один красноречивый памятник дорогому БорисНиколаичу и ЕгорТимурычу.
Мой местный собеседник на это сказал:
- Почти достроили к 92-му, и уже собирались спускать на воду, но ему не повезло. Не успел. Так и гниёт теперь тут. Суки, блядь... – он с досадой сплюнул в окно.
Я промолчал.
Небольшие поселки есть и на том берегу Шилки. Я успел заметить импровизированные переправы на моторках.
Панорама Шилки и куска Сретенского судостроительного завода, который находится в Кокуе.
Но вот Шилка отходит немного вдаль, на юг, а мы приближаемся к Сретенску.
Стадо коров полностью загородило шоссейную трассу на мосту.
Вверху, на сопке – дорога к Аргуни, в Нерчинский и Александровский Заводы.
Большой автомобильный мост через Шилку. За ним уже, на том берегу, начинается собственно город Сретенск, а направо уходит важнейшая трасса к Аргуни.
Скоро и нам выходить.
А вот вам обзор местности, где мы ездили. Можно видеть тут и Куэнгу, и Читу, и Петровский Завод, и даже Байкал. Правда, исполнена немного топорно – ж-д визуально отодвинута от Шилки и Ингоды, тогда как в реальности она проходит строго вдоль них.
Сейчас мы движемся по 52-километровой ветке от Куэнги к Сретенску.
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга.
Journal information